Именно принцип более свободного соподчинения тем был воспринят и утвердился в скульптурных ансамблях готических фасадов. Готические портальные композиции строятся, как правило, согласно схеме, намеченной в Сен-Дени: средний портал посвящен Христу, один из боковых — Богоматери, другой — местному святому.
Правда, все эти темы в готических порталах разработаны гораздо подробнее, так что декор каждого портала образует целый мир сцен и фигур. В Сен-Дени и Шартре были созданы сжатые, спрессованные формулы универсалистски ориентированных иконографических систем, которые потом, на протяжении полувекового периода формирования готики, развертывались, удлиняясь и расширяясь.
Отказалась готика и от фриза объединяющего капители и содержащего цепь повествовательных эпизодов.
В Королевском портале создание такого фриза, продиктованное стремлением к демонстративности скульптурного декора и к единству программы, было отважной попыткой вытянуть в одну линию цикл сцен, который в романском храме распределялся между капителями нескольких столбов, причем каждая капитель имела изображения на четырех сторонах своего блока.
Зрителю требовалось обходить столбы кругом и двигаться от одного столба к другому, если он хотел рассмотреть весь цикл, или приходилось довольствоваться рассмотрением одной-двух сцен.
Однако сюжетный фриз на капителях Королевского портала выглядит излишним. Он перегружает порталы скульптурными формами, кроме того, мелкие масштабы фигур и кривизна поверхностей капителей не позволяют зрителю легко опознавать сцены.
В качестве фактора архитектонизации декора порталов фриз был удачной находкой, изобразительное же решение нельзя назвать убедительным. Готические мастера все же восприняли шартрскую идею объединения капителей портала скульптурным фризом, но заменили сюжетные сцены менее плотным и более льнущим к плоскости растительным орнаментом.
Шартрским мастерам был присущ пафос первооткрывателей. Созданная ими система декора содержала в себе много экспериментов и максималистских крайностей, которые в процессе сложения готики отвергались или сглаживались.
Программа декора порталов церкви Сен-Дени оказалась перспективнее шартрской и в том отношении, что в ней важное место занимали нравственные идеи. Отчетливо выраженный моральный аспект имеет там эсхатологическая тема, воплощенная в сцене Страшного суда, которая занимает тимпан среднего портала.
Правда, в романских тимпанах Страшный суд изображался не менее часто, чем второй вариант эсхатологической темы — Апокалиптическое видение, но готика восприняла только сюжет Страшного суда, потому что он касался человечества и его судеб и, в отличие от Апокалиптического видения — поразительного, непостижимого, создавал некий мост между человеком и Божеством.
Нравственные идеи воплощает в Сен-Дени и цикл фигур, иллюстрирующий притчу о мудрых и неразумных девах, которая также призывает человека сделать моральный выбор. Этот цикл, размещенный по сторонам дверного проема главного портала, композиционно связан со сценой Страшного суда в тимпане.
В контекст нравственной проблематики включены в Сен-Дени даже циклы изображений знаков Зодиака и работ, производимых людьми в каждый из месяцев года. Они напоминают, что труд является необходимым условием спасения души.