Скульптурные ансамбли порталов церкви Сен-Дени

Западного фасада Шартрского собора представляют собой две последовательные ступени в развитии новой системы скульптурного декора фасада. В Сен-Дени была построена на основе архитектурного каркаса порталов структурная схема декора. В Шартре эта схема позволила сделать скульптурный декор порталов зримым образом универсума. Необходимой предпосылкой для формирования новой концепции явилась тематическая программа декора. Самой программе свойственны невиданные прежде широта, целостность и стройность. Существо ее составляет одна большая общая тема. Она подразделяется на две темы. Одна из этих тем, в свою очередь, подразделяется на три темы, с которыми связаны, то поясняя, то дополняя их содержание, еще несколько частных тем. Таким образом, программа представляет собой образец схоластического мышления, специфику которого составляет принцип иерархического соподчинения тем, мыслей, доказательств, последовательного, многоступенчатого нисхождения в изложении темы от общего к частному. Архитектурный каркас Королевского портала благоприятствовал разработке иконографической системы, которая оптимально выразила содержание и принцип построения тематической программы. Благодаря сближенности порталов и единообразию их структуры создается единый экран, на котором весь’комплекс идей, воплощенный в скульптурных композициях, предстает взору зрителя сразу. Геометрическая сетка линий делает наглядными взаимосвязи между отдельными частями системы, то есть позволяет зрителю прослеживать узор теологической мысли.

Основная тема шартрского скульптурного декора — это заимствованная из Сен-Дени тема преемственной связи Ветхого и Нового заветов. Ветхозаветная эпоха представлена в нижней части портального ансамбля проходящими через все три портала рядами статуй. Все выше расположенные скульптурные циклы иллюстрируют новозаветную, притом одну, христоло- гическую тему. Как и порталы церкви Сен-Дени, шартрские порталы делятся

нижней границей архитравов на две равные части. Эта четкая сквозная черта наглядно показывает, что ветхозаветная и новозаветная эпохи составляют две половины всемирной истории, что Новый завет возник на фундаменте Ветхого и что приход в мир Христа подвел итог ветхозаветному периоду и возвестил человечеству начало нового, принципиально иного этапа.

Христологическая тема раскрывается в трех репрезентативных сценах, заполняющих тимпаны, и в сопровождающих их сценах и фигурах на архитравах и в архивольтах. Параллельно репрезентативным композициям жизнь Христа иллюстрируется длинной, тоже сквозной, проходящей через три портала серией повествовательных сцен в зоне капителей.

Композиционным центром и центром иконографической системы шартрского ансамбля является тимпан среднего портала с изображением «Христа во славе», иллюстрирующим апокалиптическое видение Иоанна Богослова (Апокал. 4: 2—8), соответственно иконографической схеме, сложившейся в романскую эпоху: с фронтальной фигурой сидящего и благословляющего Христа в мандорле, окруженного символами евангелистов, ангелами и двадцатью четырьмя старцами. В поле тимпана шартрского портала находятся фигуры Христа и апокалиптических животных, ангелы же и старцы занимают архивольты. На архитраве помещены сидящие в ряд двенадцать апостолов, по краям ряд замыкают две стоящие фигуры, изображающие, вероятнее всего, пророков. Картину апофеоза Христа фланкируют сцены тимпанов боковых порталов, представляющие начальный и конечный моменты его земного пути. Декор верхней части правого портала посвящен теме Воплощения Христа. В поле тимпана изображена Богоматерь, сидящая с младенцем на коленях. По сторонам от нее — два кадящих ангела. Эта композиция также носит характер апофеоза. Тему Воплощения конкретизируют сцены, помещенные в двух регистрах архитрава. В нижнем изображены Благовещение, Встреча Марии с Елизаветой, Рождество Христа и Благовестие пастухам. Верхний регистр занят сценой Принесения во храм. Скульптурный цикл в архивольтах не связан с темой тимпана сюжетно. Изображены семь «свободных искусств», олицетворенных женскими фигурами, а также мудрецами античности. В левом тимпане показано Вознесение Христа. Композиция, как и в двух других тимпанах, построена строго симметрично. В нижнем регистре архитрава изображены апостолы, в верхнем — слетающие к ним ангелы. Фигуры в архивольтах северного портала не имеют прямого отношения к этому событию, но составляют тематическую и композиционную параллель циклу «свободных искусств». Это знаки Зодиака, чередующиеся со сценами сельских работ и других занятий, характерных для того или иного месяца года. Таким образом, в архивольтах северного портала показана физическая деятельность человека, в архивольтах южного — умственная.

Единство и вместе с тем емкость иконографической системы декора, а также удивительная стройность изложения идей — симметрия расположения тем, богатство антитез и параллелей — составляют уникальную особенность Королевского портала. С возникновением иконографических систем фасадного скульптурного декора церкви Сен-Дени и Шартрского собора перед создателями фасадных скульптурных ансамблей появилась новая цель, к которой они с тех пор стремились, поколение за поколением. Но ни одна иконографическая система, даже в эпоху высокой готики, не достигла такой слаженности, как в Королевском портале. В Сен-Дени иконографическая система была не столь целостной. Христологическая тема присутствует там только в декоре среднего портала, в тимпане которого изображена сцена Страшного суда. На столбе, разделяющем дверной проем этого портала, стояла фигура св. Дионисия, ему был посвящен и тимпан правого бокового портала. Тема мозаики, украшавшей тимпан левого, северного портала церкви Сен-Дени, неизвестна. Знаки Зодиака и олицетворения месяцев года в порталах Сен-Дени имеются, но расположены не вокруг тимпанов, а на лицевых гранях столбов, обрамляющих дверные проемы боковых порталов, поэтому их смысловую связь с другими компонентами декора понять трудно, хотя она и существует. В шартрских порталах, будучи представленными в архивольтах, окружающих тимпаны, круговорот жизни сотворенного мира и картины человеческих физических и умственных трудов воспринимаются как радиация Божественной воли, в то же время становится очевидным, что вся жизнь Космоса и человека обращается вокруг центральной фигуры мироздания — Христа.