С именем Петра I связано создание первых регулярных садов в России — «парадизов». Для петровских ансамблей важна морская ориентация. Все сады строились между дворцом и берегом (приморские парадизы). К морю, как правило, вела прямая перспективная аллея. Дом и сад всегда зрительно связывали с морем. Садам была присуща разветвленная система каналов. Каскад фонтанов также всегда был направлен к морю. Каналы в парках служили не только декоративной цели: они служили путями подъезда с моря и реки.
На русское садово-парковое искусство начала XVIII в. заметное влияние оказали голландские сады. Рядом с жильем разбивали «голландские сады», парки с цветниками, фонтанами и павильонами. Все должно было соответствовать европейским стандартам и свидетельствовать о престиже главы огромной империи и его подданных. Сады разбивали в Петербурге и богатые вельможи. В 1711 г. А. Д. Меньшиков разбил сад с богатыми оранжереями у своего дворца на Васильевском острове. Богатейший сад был на Фонтанке до Садовой улицы у графа Дом Ф.м. Апраксина П. М. Апраксина. Все дворцы и дома были окружены садами. По обе стороны Фонтанки разбили голландские или французские сады с прямыми дорожками. Наиболее известными садами в Москве был Лефортовский и Головинский. Это были первые регулярные усадебные сады.
Сады имели стиль архитектурный, геометрический или, как тогда говорили, французский, так как именно такой стиль соответствовал царскому и королевскому величию. Так называемые «французские» или «итальянские» сады — это сложные орнаменты из дорожек, партеров, клумб, деревьев и кустарников с геометрической кроной, скульптурой.
Облик сада определялся геометрически правильными шпалерами из стриженых деревьев и кустарников. Привозные самшит, тую и лавр заменили желтой акацией, можжевельником, елью, вязами и липами. Зеленые стены выстригали в виде шаров, пирамид, кубов, и даже фигур животных. Однопородные посадки в боскетах называли рощами — липовая, дубовая, еловая. Сажали рябину, черемуху, плодовые деревья и кустарники. Партеры заполняли зеленым луком и брусникой. В основе композиции — центральная продольная аллея, на которую выходят цветники. Каждый цветник пересекается диагональными дорожками и имеет в центре по беседке — люстгаузу. За цветниками сажали молодые липы. По обе стороны аллеи были расположены боскеты. В центре ставили беседки, статуи с фонтанами, а также располагали пруд с птичьими домиками. Вход в боскеты или зеленые кабинеты оформляли ажурными воротами.
Садам были присущи не только прямые аллеи, искусственные формы подстриженных деревьев, но изысканные рисунки цветочных клумб, причудливые фонтаны — «водные куншты» и мраморные статуи. Скульптура не только украшала аллеи, она «просвещала» публику, гуляющие узнавали греческую и римскую мифологию. В садах цвели выписанные из Голландии кусты пионов и тюльпанов, привезенные Петр особенно любил Летний сад. Длинные аллеи Летнего сада были усажены липами, дубами и плодовыми деревьями. Из Голландии доставляли цветы — шесть кустов пионов и калуферу — мяту, из Нарвы — майоран, белые лилии, из Данцига — барбарисовые семена и розаны, из Швеции — особые яблони. Дорожки Летнего сада были обсажены сибирским гороховником, таволгою и зеленицею.
Беломраморные статуи привлекали внимание. Для Летнего сада Петр I покупал и заказывал скульптуры в Италии. Ему даже удалось приобрести подлинные античные статуи. Скульптуры заказывали сериями, и они были посвящены одной теме. Под скульптурами находились таблички с описанием изобрахсенно- го античного бога или героя, а также с объяснением аллегорий. Человек, гуляя по саду, постигал античную мифологию. Полированный белый мрамор статуй и бюстов Летнего сада сиял на фоне подстриженной зелени. В регулярных садах вьющуюся зелень высаживали вдоль стен деревянных решетчатых сооружений — пергол.Так получались сплетенные из живой зелени коридоры и беседки.
В Летнем саду были фонтаны, в бассейне одного сидел тюлень. Фонтаны сада украшали фигуры из позолоченного свинца по мотивам басен Эзопа. Свинцовые фигуры из эзоповых басен были поставлены на небольшой площадке перед гротом. Наводнение и буря 1777 г.уничтожила фонтаны и вековые деревья.
В аллеях тесных и густых
В петровских садах высаживали белые и желтые нарциссы, махровые гвоздики, астры, флоксы, травы — мелиссу, иссоп, шалфей, майоран, базилик. Любили в России календулу, мальву, настурцию, левкои.
Использовали бордюры из брусники и сыпучие материалы. В садах устраивали гроты. Гротами называли большие павильоны с высоким куполом. Стены и колонны внутри грота выкладывали раковинами, пестрыми камешками и толченым сте- В летнем саду клом. Внутри гротов делали фонтаны со скульптурами Нептуна и морских божеств в раковине.
Петергофский парк — это парк фонтанов, памятник завоеванию моря и победам первого русского флота. Фонтанная система Петергофа — самая мощная в мире. Это настоящее царство воды и скульптуры.
Ранее в России не были известны приемы пластической обработки земли. Громадные территории превращали в произведения искусства гидротехнические сооружения. Плоские участки тщательно выравнивали, холмам придавали геометрическую форму, берега водоемов выпрямляли, строили искусственные пруды и каналы. Нижние и верхние террасы парков связывали системой лестниц. Их делали царством воды, льющейся по склонам каскадами и бьющей струями фонтанов и стекающей в нижние водоемы.
Главная особенность петергофской системы водоснабжения заключалась в отсутствии каких-либо водонапорных сооружений и насосов: здесь использовалась разница уровней, на которых расположены пруды и фонтаны. Верхний сад и Нижний парк — оба регулярные парки первой половины XVIII в. Центральный партер с фонтанами, четкими линиями шпалерных посадок лип, боскетами геометрической формы, перголами и трельяжными беседками. Верхний сад украшали статуи, декоративные вазы и пять фонтанов. Наиболее интересен «Нептун».