Мебель в стиле испанского Ренессанса отличается простотой, а иногда даже грубостью очертаний, подобно мебели Раннего итальянского Ренессанса.

Кресла, столы и сундуки из ореха, дуба, сосны и кедра были широко распространены. Массивные кресла снабжались специальными приспособлениями, с помощью которых их можно было сложить и перенести на другое место. Кабинет, по-испански уаг- gueno, изобретение испанских мебельщиков, представляет собой ящик с откидной крышкой на съемной основе. Передняя дверца превращалась в письменный стол, внутри было много выдвижных ящиков и отделений для хранения небольших предметов. Снаружи кабинет мог быть гладким, но внутри он обязательно отделывался пышной резьбой и позолотой. Испанские кабинеты часто импортировались в Италию и Францию, где их можно обнаружить в интерьерах дворцов и замков.

Мебель в стиле испанского Ренессанса
Мебель в стиле испанского Ренессанса
Испанское кресло, Музей промышленного дизайна, Копенгаген, кон. XVI в.
Испанское кресло, Музей промышленного дизайна, Копенгаген, кон. XVI в.

Массивное испанское кресло напоминает итальянские образцы этого же времени. Сиденье и спинка обтянуты кожей, прибитой гвоздями с большими шляпками.

Кабинет с откидной крышкой, которая использовалась как столешница. Внутри много выдвижных ящиков и отделений для хранения документов, и ценностей. Кабинет запирается на ключ.
Кабинет с откидной крышкой, которая использовалась как столешница. Внутри много выдвижных ящиков и отделений для хранения документов, и ценностей. Кабинет запирается на ключ.

Шелковые ткани, производившиеся в Испании, яркие и шиты золотыми или серебряными нитями. Ткани импортировались из Италии, но развивалось собственное производство дамаста, парчи и бархата.

В Испанию привозились фламандские гобелены. Широко применялась кожа. Центром кожевенного производства была Кордова. Кожа из Кордовы высоко ценилась за пределами страны. Изготавливались высококачественные, изящно декорированные подсвечники и бра, поскольку свечи все еще оставались единственным источником искусственного освещения. Помещения обогревались с помощью камина и жаровни, железного ящика с углями.

При Карле V Испанском Нидерланды попадают под власть Испании. В страны Бенилюкса из Франции и Северной Германии проникают идеи протестантизма. С материка в Англию попадают новые веяния. Следующая глава посвящена новым тенденциям в архитектуре Англии.

Мебель в стиле испанского Ренессанса
Мебель в стиле испанского Ренессанса

Идеи Ренессанса продолжали распространяться на север, проникая в Голландию и Фландрию (современные Нидерланды и Бельгия) и на Британские острова. Идеи способны преодолевать и время. Идеи, которые зарождались в Италии, сначала проникали в Испанию, Францию и Германию. Усиление торговых связей, как сухопутных, так морских, означало, что все большее число людей имело возможность увидеть что-то новое в далеких краях и привезти домой идеи, почерпнутые в чужих странах.

Платереско

Платереско (от исп. platero — ювелир) — это пышный архитектурный стиль испанского Возрождения. Название, как принято считать, напрямую связано с ювелирным искусством, где зародился этот стиль. Основой стиля является тончайшее архитектурное узорочье, крайне детализированное по формам и имеющее плоскостный, ковровый характер. Начиная примерно с 1475 г. и до 1550 г. итальянский стиль смешивался с мавританским, в результате возник новый, ни на что не похожий стиль. Собор в Гранаде (1529) был построен в стиле платереско архитектором Диего де Силоэ (ок. 1495-1563). Это прекрасный пример использования металлических конструкций в интерьере испанских церквей.