В связи с обеднением дворянства дома- дворцы больших городских усадеб сменились особняками, меньшими по размерам, не имеющими уже, как правило, ни анфилад парадных залов, ни парадного двора. Былая парадность помещений уступает теперь место бытовому комфорту.
Из домов-особняков следует отметить в Петербурге особняк Кшесинской (1904—1905, арх. А. И. Гоген), особняк Чаева (1906, арх. В. А. Апышков) и более крупные, приближающиеся по размерам к дворцам, дома- особняки, такие как дом Половцева на Каменном острове (1911—1913) и Абамелек-Лазарева на набережной Мойки (1913—1914) арх. А. Й. Фомина, включавшие в себя более старые здания и имевшие анфилады парадных помещений.
В Москве— особняк Рябушинского на М. Никитской (ул. Качалова — начало XX в., арх. Ф. О. Шехтель), дома Тарасова на Спиридоновке (А. Толстого) (1909— 1910) и Морозовой в Мертвом пер (арх. И. В. Жолтовский), дом Сироткина в Нижнем Новгороде (1913—1916, арх. братья Веснины).
Особняки Рябушинского в Москве и Кшесинской в Петербурге — типичные примеры ранних особняков, выполненных в модерне.
Новое здесь особенно рельефно проявилось в свободной компактной, с максимальной полезной площадью планировке зданий, в построении интерьеров в строгой зависимости от назначения отдельных комнат и в соответствии наружному облику, в асимметрии объемов и фасадов и прихотливой кривизне оконных переплетов, ограждений балконов и лестниц, в плоскостной трактовке облицованных глазурованным кирпичом фасадов, украшенных мозаикой и увенчанных плоскими металлическими карнизами.
Композиция фасадов этих буржуазных особняков, основанная преимущественно на выразительности форм, цвета и фактуры облицовочных материалов, на изысканных пропорциях и очертаниях оконных и дверных проемов типична для произведений раннего модерна.
Дом Тарасова на Спиридоновке свидетельствует о следовании зодчего другому направлению — увлечению архитектурой ренессанса. Архитектурные формы дома Тарасова по системе близки формам палаццо Тьене в Виченце арх. Палладио. Однако это сказалось лишь во внешнем облике, в общей композиции объема и фасадов. Планировка здания, состав и характер помещений, его конструкции и отделка выполнены на уровне новейших достижений того времени.
В доме Сироткина, построенном в духе русского классицизма, сильно развиты черты простоты, строгости и подчеркнутой конструктивной целесообразности, особенно свойственные работам братьев Весниных в дальнейшем. Здание, по требованию заказчика, строилось с намерением превратить его впоследствии в музей.
Редкий для того времени пример особняка-усадьбы дом Половцева в Петербурге, расположенный в парке на самой стрелке Каменного острова и включавший в себя части старого особняка, построен по классической, строго симметричной усадебной схеме. Это касается как объемов и фасадов, так и планировки интерьеров.
Загородный особняк богача выполнен здесь по традиционной для усадебного дома П-образной плановой схеме с энергичным выделением центра. Главный фасад украшен ионической колоннадой с портиком, интерьеры украшены скульптурой, лепкой, росписью, облицовкой из искусственного и естественного мрамора в подражание дворянским усадьбам прошлого.
На всех этих домах, построенных крупными архитекторами, как и на многих других отразились различные архитектурные тенденции в развитии архитектурной мысли начала XX в. и борьба направлений.
Конструктивная схема жилых домов второй половины XIX — начала XX вв. по сравнению с предшествующим периодом меньше изменилась. Как и прежде, они строились преимущественно с несущими стенами из обычного кирпича.
Развитие строительной техники сказалось главным образом в применении новых облицовочных материалов (керамические плитки, облицовочный кирпич и т. д.), большемерного стекла, новых сортаментов металла.
Понемногу с конца XIX в. в России начинают применять пустотелые бетонные блоки, что имело принципиальное значение, так как этим был сделан шаг в направлении, которое привело, по мере развития подъемно-транспортных средств, к созданию в наше время современных типов стеновых конструкций из крупных блоков и панелей.
Но такое строительство велось в весьма небольших размерах. Первый в России дом со стенами из бетонных блоков был сооружен в 1896 г. в Петербурге на Обводном канале.