Расцвет новгородского зодчества XIV в.

Церковь Федора Стратилата на Ручье

Расцвет новгородского зодчества наступает во второй половине XIV в., в эпоху подъема экономического могущества Новгородской республики. Строительство вели группы населения или отдельные богатые новгородцы.

В XIV в. были построены церкви: Успения на Волотовом поле, Федора Стратилата на Ручье, Спасо-Преображения на Ильине улице и многие другие.

Церковь Федора Стратилата и Спасо-Преображения очень близки друг к другу по своей архитектуре и были, вероятно, построены одной и той же артелью новгородских мастеров.

Церковь Федора Стратилата на Ручье (1361) принадлежит к позднему типу церквей центрально-купольной системы, с четырьмя квадратными столбами, широко расставленными в центральном средокрестии и образующими узкие проходы вдоль наружных стен.

Размеры: 18 х 13 х 24 м. В этой постройке вновь устроены пилястры, отвечающие внутренним подкупольным опорам. Завершения стен — трехлопастные. Окна обрамлены нишками. На барабане над окнами сделаны бровки, а под куполом — пластический пояс и поверх него аркатурка. Апсида значительно выше, чем в церквях предшествующих построек.

Не менее величественным по образу и более пышным по пластическому убранству является Снасо-Преображенский собор (1374) — пример изысканной и несколько суховатой архитектуры, развивающей тип храма Федора Стратилата. Этот собор знаменит подлинными фресками Феофана Грека.

В конце XIV — начале XV в. замедлилось развитие новгородской архитектуры, появились некоторые черты консерватизма: обращение за примерами в прошлое. Эти черты отразили в архитектуре реакционную политику аристократических феодальных верхов по отношению к Москве и се объединительным тенденциям.

Показательна в этом отношении строительная деятельность новгородского архиепископа Евфимия в 30-50-х гг. XV в., которая выразилась в стремлении следовать старым типам и композициям новгородской архитектуры. Евфимий укрепил свою резиденцию внутри Кремля, заменил деревянный «владычный двор» комплексом каменных зданий.

Строительство ансамбля владычного двора, начатое в 1433 г., завершено постройкой башни, позднее надстроенной и названной «Часозвонней» в 1443 г. Это самая высокая башня в Новгородском кремле, служившая наблюдательным пунктом крепости. По форме это слегка суживающаяся ввысь восьмиугольная башня с восемью пролетами вверху. Она играла роль объединяющей вертикали в ансамбле Кремля.

На Торговой стороне, на территории Ярославова двора, в 1113 г. князь Мстислав заложил Николо-Дворищенский собор, который стал доминирующим, но благодаря мастерству зодчих не оказался противопоставленным Софийскому собору.

У р. Волхов образовался монументальный архитектурный комплекс, состоящий из стен и башен детинца, Софийского и Николо-Дворищенского соборов, построек Ярославова двора и Торга. Композиционно они были связаны между собой, а река стала визуально играть роль главной внутригородской магистрали. К ней были направлены улицы Софийской и Торговой сторон.

В 1778 г. был разработан и утвержден план Новгорода. В нем удалось создать определенную преемственность новой и старой планировки, обогатить архитектурный облик улиц и площадей.