В ХШ-XIV вв. бурными темпами развивалась экономика итальянских городов, в них расцветали общественная и культурная жизнь, велось интенсивное строительство: коммунальные дворцы, храмы, рынки, складские помещения, многочисленные жилые дома, резиденции феодалов возводились как в черте города, так и за его пределами. Тем не менее обеспечение безопасности оставалось весьма насущной проблемой и фортификационным сооружениям придавалось большое значение.
Одним из известнейших коммунальных дворцов Флоренции является палаццо Веккио (Старый дворец), не менее известный также как палаццо Синьории, получивший это название по имени заседавшего в здании совета из девяти человек, семь из которых избирались старшими цехами. Строительство дворца относится к последним годам XIII — началу XIV вв. Арнольфо Ди Камбио по установившейся традиции, ведущей свое начало от феодальных замков, сделал замкнутую композицию, центром которой служил внутренний двор с лоджиями. Дворы являлись обязательным элементом планировочных решений практически всех общественных сооружений Италии. Фасады напоминали укрепленные замки: дань традиции, сложившейся за предшествующие века в силу утилитарных требований. Маленькие окошечки-бойницы палаццо Веккио, обходная галерея в верхней части палаццо и завершение в виде зубцов — все это элементы фортификационного сооружения. Башня «выросла» до 94 м после перестройки в XV в. Не менее суровый облик имеет флорентийское палаццо дель Подеста — также общественный дворец XIII в..
Коммунальные дворцы строились во всех городах Италии. В Венеции одним из самых знаменитых дворцов такого типа является палаццо Дожей, которое начали возводить в 1309 г. Строительство дворца растянулось на века, так как в процессе его возведения появлялась необходимость его расширения. В достройках принимали участие почти все известные архитекторы Венеции.
Композиция фасада строится из трех ярусов: два первых представляют собой арочные галереи, в нижнем из которых шаг опор сделан более широким, чем в последующем. Венчающий, третий ярус — желтовато-розовый массив, прорезанный широко расставленными стрельчатыми окнами с небольшой стрелой подъема, расчлененными переплетами с еще более мелким шагом, чем в аркадах второго. В форме арок галерей, переплетах окон и остроконечных завершениях фасадов явно прослеживаются готические мотивы.
Характерными постройками Италии, особенно ее северной части, были галереи- лоджии, принадлежащие либо городу, либо правительству, либо знатному горожанину, например живописная лоджия дель Бигалло во Флоренции, построенная в XIV в.