Ф. Б. РАСТРЕЛЛИ (1700-1771)

Смольный монастырь

26 марта 1716 гола семья флорентийца Карло Растрелли, после длительного путешествия, проехав всю Европу, прибыла в Санкт-Петербург.

На многие годы эта семья свяжет свою жизнь с Россией, а для сына Карло Растрелли, Франческо, Россия будет второй родиной, где он станет блистательным, великолепным, талантливым архитектором.

Карло Растрелли был скульптором. Он не хотел быть ни военным, ни священнослужителем. Возможно, Флоренция со своими изумительными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками сыграла определенную роль в выборе профессии. Жена его была уроженкой Рима, дворянкой. После свадьбы молодая семья Растрелли уехала во Францию и никогда больше не бывала в Италии.

Шестнадцать лет семья прожила в Париже. За это время скульптор Карло Растрелли создал всего одно произведение — надгробие на могиле бывшего королевского министра Симона Арно, маркиза де Помпону. Спустя десять лет Карло Растрелли получил титул графа Папского государства и орден Иоанна Латеранского. Однако титул не увеличил число поклонников его таланта, не прибавил он и заказов. Финансовые дела семьи Растрелли были в плохом состоянии.

Заботы семьи не трогали Растрелли-младшего. Он жил в атмосфере искусства, в творческой обстановке, которую создал для него отец. Растрелли-старший занимался с сыном скульптурой и архитектурой. В дальнейшем выяснилось, что архитектором К. Растрелли был посредственным. Но как скульптор он оставил несколько интересных памятников.

Один из них — бронзовый бюст Петра I, который даже враги скульптора считали лучшим портретом царя. При жизни Петра I Растрелли изваял его бюст из дерева и воска. После смерти царя скульптор выполнил восковую фигуру, облаченную в один из костюмов Петра I (бронзовый бюст и восковая фигура царя экспонируются в Государственном Эрмитаже в Петербурге).

Но скульптор мечтал о создании конного памятника Петру I. Первую модель памятника он выполнил в 1743 году. А установили конный памятник Петру I только в 1800 году, при императоре Павле I, правнуке Петра I, перед Инженерным замком в Петербурге.

А вот сын скульптора, Франческо Бартоломео Растрелли-младший, оставил большой след в русской архитектуре. Он построил множество загородных и столичных дворцов, культовых сооружений в Петербурге, Москве и Киеве.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего был дворец для господаря молдавского Дмитрия Кантемира. С 1721 по 1727 год Растрелли по собственному проекту возводит дворец на углу Миллионной улицы и Мраморного переулка (впоследствии дворец переделают). Д. Кантемир — высокообразованный человек, политический деятель, первый дал характеристику творчества молодого зодчего: «Граф Растрелли родом итальянец, в Российском государстве искусный архитектор; за молодостью возраста не столько в практике силен, как в вымыслах и чертежах». Об этом дворце можно получить представление только по сохранившимся чертежам и гравюрам.

Ф. Б. РАСТРЕЛЛИ (1700-1771)

В 1730-1731 годах отец и сын Растрелли выполнили для императрицы Анны Иоанновны два больших проекта в Москве: Летний Анненгоф в Лефортово и Зимний Анненгоф в Кремле. После окончания строительства они возвращаются в Петербург. Молодой Растрелли получает первый заказ от фаворита императрицы Эрнста Иоганна Бирона построить Манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей (проект не был осуществлен).

В 1732 году молодой архитектор женился, появились две дочери Элеонора и Елизавета-Катерина, сын Иосиф-Яков. Находясь в Митаве, где возводился дворец для Бирона, в 1738 году Ф. Б. Растрелли получил рескрипт (письмо с объявлением о награде), привезенный курьером, где говорилось, что императрица присваивает зодчему звание обер-архитектора (главного архитектора) с жалованием в 1200 рублей в год. Наконец-то Франческо получил звание! Это было радостным известием для семьи. То, о чем мечтал отец, при поддержке Бирона добился его сын. И Франческо был удовлетворен: наконец свершилась его мечта с того дня, как он начал строить самостоятельно.

И после отставки Бирона, при императрице Анне Леопольдовне Растрелли получал интересные заказы. Так, ему было дано указание возвести для императрицы Летний дворец в Летнем саду, где соединяются Мойка и Фонтанка. В феврале 1741 года проект дворца был готов и утвержден, а в июле того же года под звуки ружейного салюта в присутствии многочисленных гостей состоялась закладка нового дворца (строительство Летнего дворца было закончено в 1745 году).

25 ноября 1741 года Елизавета Петровна с доверенными людьми и при поддержке гренадерской роты лейб-гвардии Преображенского полка совершила дворцовый переворот. Утром столица проснулась при новой императрице, которая была занята раздачей должностей и чинов. Но императрица не жаловала приближенных своей предшественницы. В 1742 году Растрелли получает письмо с унизительными указами об отмене графского титула, о лишении звания обер-архитектора.

Ф. Б. Расстрелли понимал, что его архитектурные произведения, прославлявшие верховную власть, соответствовали именно новой России. В апреле 1744 года он решил обратиться с посланием к императрице, в котором писал о значимости своей работы. Но правительство было глухо.

Наконец, в 1747 году Растрелли объявил о своем решении покинуть Россию и уехать в Италию. И императрица обратила на это внимание. Растрелли не ошибся: ей нужны были роскошные дворцы, и она привлекла зодчего для возведения новых сооружений, потребовала также закончить строительство Аничкова дворца.

Только в ноябре 1748 года Растрелли вернули должность с жалованием камергера (придворное звание высшего ранга) и бригадирский чин. Среди других заказов был заказ на постройку Андреевской церкви в Киеве.

Летом 1748 года императрица Елизавета Петровна посетила древний город Киев и приказала построить храм и честь Андрея Первозванного и путевой дворец, где можно разместиться в последующие приезды. Местом для путевого дворца выбрали Печерск, а строил его Андрей Васильевич Квасов, выдающийся русский архитектор (даты рождения и смерти его неизвестны). В 1744-1748 годах он возводил в Царском Селе Екатерининский дворец, позже перестроенный Растрелли. Другими очень яркими произведениями А. В. Квасова были собор в Козельце (1748 1757) и колокольня при соборе (1776).

В 1775 году строительство путевого дворца было закончено. Первый этаж дворца был каменный, а верх деревянный. Сильный пожар 1819 года уничтожил дворец. Только в 1870 году его восстановили.