АРХИТЕКТУРА РУССКОГО БАРОККО

Русское барокко

Господствующим направлением в архитектуре XVIII века стало барокко. Возникший в западноевропейской архитектуре стиль барокко оказал большое влияние на развитие русской архитектуры XVIII века, но в разные периоды своего развития в России западноевропейское барокко все более обретало русские черты.

Русское барокко середины XVIII столетия заметно отличалось от западноевропейского. Фасады не обрабатывали камнем, а штукатурили, что позволяло придать им многоцветий (синий, красный, желтый, лазурно-голубой цвета), с применением гипсовых деталей, в последующем по белкой и позолотой.

Многоколонным убранством в виде кренованных пристенных портиков, пучков колонн и пилястр различных ордеров декорировали фасады. Окна обрамлялись сложными наличниками с особыми скульптурными украшениями — картушами и зам косыми масками. Имели место криволинейные фронтоны с разрывами и без них, с богато украшенными тимпанами (западающими вглубь частями античного фронтона).

В интерьерах, помимо отделки стен и потолков, выполнялись многоцветные узорчатые паркетные полы, часто из различных цепных пород дерева.

Ряд приемов и форм, применяемых при сооружении зданий в эпоху барокко, имели чисто русский национальный характер, поскольку зодчие использовали мотивы традиционных деревянных резных деталей, получившие свое развитие в русском деревянном зодчестве.

Характерными для русского барокко были логичное построение планов, прямоугольные помещения, простота конструкций.

В развитии русского барокко можно проследить два периода. Первый период, названный московским барокко, развивался на основе русского зодчества.

Московское барокко часто называют нарышкинским, по имени боярина Нарышкина, на деньги которого возводились здания.

Второй период – после петровская эпоха, названная петербургское барокко, — было принято называть петровским, аннинским и елизаветинским.

В этот период работали выдающиеся архитекторы, воспитанники талантливого зодчего-педагога И. К. Коробова — Д. В. Ухтомский в Москве и С. И. Чевакинский в Петербурге. Ярким представителем эпохи барокко в России был Ф. Б. Растрелли.