Елизаветинская эпоха (1558-1603) считается временем наивысшего расцвета Англии. Разгром Непобедимой армады в 1588 г. превратил Англию в мощную морскую державу и дал новые возможности для развития международной торговли. По мере того как Англия богатела, рос интерес к искусству, не только к поэзии и пьесам Шекспира, музыке Уильяма Бирда, но также к творчеству итальянских, французских, бельгийских и голландских мастеров. Теперь акцент делается на симметрии и классических элементах. Хорошо сохранившиеся интерьеры в Плас-Маур в Конуэй (ок. 1577) напоминают о Средневековье неправильными очертаниями, низкими потолками, каменными или дощатыми полами и окнами в свинцовых переплетах; детали карнизов и каменная резьба каминов имеют классическую основу. Покрытые переплетающимся орнаментом потолки свидетельствуют о связях с Голландией и Фландрией.
Недавно реконструированный театр «Глобус», где впервые были поставлены многие пьесы Шекспира, дает прекрасное представление о елизаветинском стиле. Это круглое (или восьмиугольное) в плане сооружение, партер расположен под открытым небом и окружен галереями с местами для тех, кто мог заплатить за комфорт. Сцена перекрыта крышей. Конструкция представляла собой деревянный каркас, архитектурные украшения сведены к минимуму.
Первым особняком, полностью построенным в елизаветинском стиле, является Лонглит (начат в 1568 г.). Этот дом спроектирован, как полагают, Робертом Смитсоном (1536-1640) для сэра Джона Тинна к приезду королевы в 1574 г. В плане дом приближается к квадрату и имеет два внутренних двора. Фасад поделен на три этажа, окна обрамлены пилястрами.
Большинство интерьеров много раз переделывалось заново, поэтому наиболее полное представление о характере помещений можно получить на примере Хардвик-холла (1591-1597), замка меньших размеров, который, вероятно, построил Смитсон. В плане замок представляет собой прямоугольник. На фасаде практически отсутствуют украшения. Карнизы отделяют низкий первый этаж, второй этаж средней высоты, где располагались жилые комнаты, и высокий третий этаж с парадными залами, предназначенными для торжественных церемоний. Над замком возвышаются башни, наверху украшенные переплетаю щимся орнаментом. Вестибюль напоминает о временах Средневековья, правда, галерею второго этажа поддерживают колонны дорического ордера.
Стены внизу отделаны деревянными панелями, над ними висят гобелены; камин выполнен в классическом стиле, дымоход покрыт переплетающимся орнаментом. Широкие лестницы ведут наверх, где длинная галерея тянется вдоль одной из сторон здания. В галерее два камина и два окна. Другие комнаты в Хардвик-холле являют собой великолепный пример сочетания простоты и роскоши.
Мебель в елизаветинском стиле
Мебель в елизаветинском стиле отличается от мебели эпохи Тюдоров и раннего Средневековья. Для этого периода характерно активное использование резьбы, появляются новые разновидности мебели. Одна из них — шкаф для посуды, представлявший собой конструкцию из открытых полок, расположенных в три ряда. Кронштейны и края полок украшались резьбой. В богатых домах кровати больших размеров имели напоминающие крышу деревянные балдахины, которые поддерживали высокие изголовья и стойки, часто не соединенные с ложем. Кроме простых квадратных кресел существовали также треугольные кресла. На токарном станке создавались элементы различной формы, в результате появились весьма затейливые образцы мебельного искусства. Еще один новый вид мебели — массивное складное кресло, так называемое кресло Гластон Бэрри, его спинка часто украшена резьбой в виде двух арок.
Мебель по-прежнему изготавливается из дуба, хотя начинают использовать ясень, тис, орех и другие породы дерева. Ткани использовались для обивки мебели или в качестве скатерти, иногда они украшались вышитым турецким орнаментом. Цветовая гамма обычно ограничивалась цветами дерева, камня или штукатурки, орнаментальные детали иногда окрашивались в ярко-красные и темно-зеленые тона.
Итальянский стиль впервые появился в Англии в правление монархов из династии Тюдоров: Генриха VII, Генриха VIII, Эдуарда VI и королевы Марии. Стиль Тюдоров ассоциируется с фахверковыми домами. Впервые в отделке каминов, дверей и мебели появляются черты итальянского стиля. В Хэддон- холле в Дербишире к средневековым постройкам была добавлена длинная галерея в тюдоровском стиле. На южной стороне симметричной в плане галереи расположены большие окна, потолок украшен переплетающимся орнаментом (работа голландских мастеров), деревянные панели напоминают о палладианстве. Комната датируется 1530 г., хотя некоторые детали отделки относятся к более позднему периоду.