Специфика развития общественной, экономической, культурной жизни Италии, генетическая память об античной культуре всегда формировали индивидуальный путь развития зодчества Италии. Готическая архитектура здесь также была воспринята своеобразно. Для Италии всегда была характерна открытость к познанию окружающего мира и заинтересованность в его изучении. Поэтому новая готическая архитектура с ее незнакомой тектонической системой, непривычным декором очень заинтересовала жителей Италии, в первую очередь горожан, и в светских зданиях архитектурный язык готики был воспринят с большим энтузиазмом, особенно в устройстве многочисленных балконов и аркад, удобных в мягком средиземноморском климате.
Как и романика, готика прижилась на севере Италии — в Ломбардии. Венеция восприняла готику своеобразно, вплетая готические мотивы в сложившийся сплав византийских, арабских и местных приемов. Рим в значительной мере противостоял влиянию готики, сохраняя верность античности. Юг относился к готике консервативно.
Быстро набирали силу торговля и ремесла, развивались города-коммуны Тосканы во главе с Флоренцией, которая переживала расцвет демократии. Ее население увеличивалось небывалыми темпами: в первой половине XII в. — 6000 жителей, в середине XIV — уже 100000. Все это способствовало развитию светских тенденций. Именно в Тоскане мирские тенденции проявились ярче всего. И хотя в конце XIII в. светские начала античной культуры воплотил в своих работах римский мастер Каваллини, особенно сильно мирские тенденции заметны у флорентийцев. В конце XIII — начале XIV в. Джотто придавал весомость и объемность библейским фигурам, на лицах которых читались ум, благородство, доброта (фрески в церкви Санта Кроче). Именно в Тоскане в XIV в. приобретают силу новые идеи в литературе. Представителями идейного движения за возрождение светских начал античности в литературе были Боккаччо и Петрарка. Не случайно именно во Флоренции особенно ярко звучали призывы объединения страны, а Данте Алигьери был активным борцом за эту идею.
В стране распространилось учение Св. Франциска с его жизнелюбивым утверждением «рай вокруг нас». Все это способствовало тому, что Тоскана заняла главенствующую роль в культурном развитии всей Европы и подготовила почву для искусства Возрождения.
Готика, как новая система, была легко принята зодчими Тосканы, готовыми к восприятию нового. Однако здесь готический строй воспринимался в большей мере как новые формы, новое понимание декора на фоне традиционной античности. Вместе с тем именно в Тоскане складывался вариант итальянской готики.