Широкая винтовая лестница, соединяющая два этажа, расположена в одном из углов многогранника. Связь с вышележащими уровнями осуществлялась с помощью узких винтовых лестниц в толще стен по углам. Если планировочное решение этого сооружения всецело напоминало замок, то отделка фасадов, интерьеров, решение окружающей среды явно относились к другой эпохе.
Загородные резиденции богатого человека в Италии XVI-XVII вв. были окружены роскошным парком, насыщенным всевозможными малыми архитектурными формами. Регулярная часть парка обычно соединялась с ландшафтной. Так как участок часто располагался на всхолмленном рельефе, это сулило возможности создания особо живописного парка и визуальных перспектив, открывающихся за его пределы. В парке появлялось множество подпорных стенок, лестниц, гротов, нимфеев, скамей, скульптур, пандусов и т.п. Рельеф давал возможность использования разнообразных водных устройств: каскадов, водопадов, бассейнов с зеркальной поверхностью и др.
Композиция такого комплекса обычно имела одну или две планировочные оси, которые, развиваясь в глубину, создавали театральный эффект за счет последовательного разноуровневого расположения элементов.
К числу знаковых сооружений Виньолы относится церковь Иль Джезу в Риме, созданная им по заказу ордена иезуитов. Религиозные ордена, так как для них требовались новые типы церквей, становились крупными заказчиками архитекторов. В этой церкви в полной мере воплотились все ожидания, поиски идеального типа храма, который бы отвечал требованиям как клириков, так и мирян, их представлениям об идеальном храме. Церковь Иль Джезу стала образцом для подражания не только в Италии, но и в других католических странах.
Зодчий взял за основу гибрид базиликального и центрического типов храма. Он повторил прием Альберти, использованный последним в церкви Св. Андрея: отделил капеллы, подчеркнув значимость центрального нефа. Трансепт с короткими ветвями и высоко поднятый над широким пространством средокрестия купол на барабане создавали иллюзию центрической композиции. Огромное значение в подчеркивании подкупольного пространства играл свет. Столб света, льющегося через фонарь и окна купола, оказывает особое эмоциональное воздействие.
В фасаде храма Иль Джезу, разработанном Виньолой, использовались элементы, впервые примененные Альберти на фасаде церкви Санта Мария Новелла, — криволинейные вставки, объединяющие на фасаде высокий центральный неф с более низкими боковыми. Зодчий несколько их видоизменил, сделав более объемными и соответствующими крупному масштабу фасада. Делла Порта, достраивавший храм после Виньолы в 70-е годы XVI в., внес изменения во внешний облик церкви, больше соответствующие новой стилистике, в результате чего церковь приобрела черты уже барочного сооружения. Не случайно именно эта церковь стоит на «водоразделе» Возрождения и барокко, и именно с нее начинается отсчет нового стилистического направления Барокко.