Архитектор Сансовино

Пьяцетта — яркая, нарядная, которая, объединяя площадь Сан Марко и берег лагуны, явилась идеальным местом для устройства всевозможных празднеств и шествий, связанных с водой и разворачивающихся на фоне Дворца дожей и собора. Лоджетта служила трибуной для венецианских отцов города и сама по себе представляла живописное зрелище: мраморная, с высоким аттиком и балюстрадой, украшенная скульптурой.

Дзекка или монетный двор — сооружение, возведенное Сансовино, примыкает вплотную к библиотеке и имеет замкнутый план с главным коммуникационным узлом — двором. Первоначально здание имело два этажа ( высота этажа меньше высоты этажа библиотеки ), позже был надстроен еще один. Фасад выполнен из серого мрамора, рустованный, с окнами, обрамленными наличниками. Его сдержанно-скромный вид должен был подчеркивать нарядность облика соседствующей библиотеки.

Авторству Сансовино принадлежат также Старые прокурации, формирующие с одной стороны пространство площади Сан Марко. С противоположной стороны эту функцию выполняют так называемые Новые прокурации архитектора Скаммоци.

Крупнейшим представителем северо-итальянской архитектуры позднего Возрождения является Андреа дела Гондола, более известный под именем Палладио (1508-1580). Во всех областях, в которых он работал: строительстве загородных резиденций-вилл, городских палаццо, храмовой архитектуре, теоретических трудах, он сумел сказать свое веское слово, внести новшества, открыть возможности для дальнейшего развития. Палладио оказал огромное влияние на развитие классицизма в Европе. Его идеи были столь востребованы потомками, что на протяжении столетий некоторые композиционные решения широко тиражировались, приспосабливаясь к конкретным условиям. В Англии целое направление получило название палладианства.

Палладио заявил о себе громко, выиграв конкурс, объявленный на строительство общественного здания в Виченце, в основе которого должно было лежать недостроенное предшественником сооружение. Главной задачей было создание выразительного облика сооружения. Молодой зодчий блестяще с ней справился, построив здание, которое сделало его знаменитым и модным. Недостроенной старой ратуше с большим залом (который по условиям конкурса должен был быть сохранен) Палладио придал выразительный облик с фасадом в виде двухъярусной ордерной аркады с балконами на верхнем ярусе. Перекрывалось здание высокой сводчатой кровлей. Сам Палладио называл свое строение «Базилика», сознательно связывая ее с общественными зданиями античности (строительство начато в 1549 г.).

Палладио подчеркнул вертикальные оси фасада базилики, установив одну над другой дорическую и ионическую пилястры большого ордера. Ордерная аркада образована повторяющимися модулями двух видов. Один — основной — это трехпролетная ячейка с большим арочным пролетом посередине и меньшими, прямоугольной формы, по бокам. Модуль имеет объем, развиваясь в глубину. Первые опыты в этом направлении мы видели в оконных заполнениях в палаццо Ручеллаи Альберти, в библиотеке Сан Марко Сансовино. У Палладио этот прием достиг кульминации и сделал тектонику фасада очень ясной и четкой. Второй модуль, аналогичный первому, только с несколько суженными боковыми пролетами, использован по краям фасада как замыкающий.

Изменения в мировоззрении, мировосприятии требовали внесения корректив в традиционную статичную композицию тосканского палаццо. Над развитием архитектурного типа дворца и виллы работал ряд архитекторов: Сансовино, Санмикели и некоторые другие, но Палладио принципиально изменил структуру построения дворцового комплекса.

Разрабатывая проекты дворцов, Палладио последовательно развивал композицию, которую выстраивал по двум осям: вдоль участка и в глубину. Преградой не являлись даже очень ограниченные размеры территории. Парадные комнаты дворцов своими окнами были ориентированы на фасады, которые часто располагались вдоль улицы или площади и были достаточно нарядными, в результате чего контраст между фасадом и внутренним двором нивелировался. Динамизм композиции поддерживался сменой впечатлений от больших и малых, ярко освещенных и затененных, узких и широких пространств. На этих принципах зиждется композиция дворцов Кьерикати, Изеппо да Порто, Дель Капитанио. Строительство последнего относится к году победы венецианцев над турками, что нашло отражение в его внешнем облике. Фасад сделан торжественным и нарядным за счет полуколонн большого ордера, которые несут верхний ярус. Боковой фасад решен в виде триумфальной арки с рельефами, изображающими трофеи победителей. Отзвуки этих настроений заметны и в решении образа палаццо Вальмарана. Несколько особняком стоит палаццо Тьене, сделанное по типу флорентийского. Главным отличием является очень большой масштаб двора и окружающей его аркады.

Огромен вклад Палладио в разработку вилл венецианской знати. Предложенная им вариабельность этого типа сооружений оказалась востребованной не только его современниками, но и весьма отдаленными потомками в самых разных странах. Разработанные Палладио загородные резиденции были очень удобными для жизни и имели нарядный вид. Они были мастерски вписаны в ландшафт местности, а из парадных комнат открывались великолепные живописные перспективы на окружающую природу. Выбор места для виллы был важен как с эстетической, так и практической точки зрения. Предпочтения отдавались склонам холмов или возвышенностям, особенно ценилась красота окружающей природы. Природные источники использовались и для устройства сада, и для домашних нужд. При строительстве вилл зодчий не отказывался от сложившихся национальных особенностей такого жилья: аркадных галерей, лоджий, открытых лестниц и пандусов, навесов и т.п.

Чаще всего композиция всего комплекса виллы, которая могла быть более или менее масштабной, строилась как фронтально-глубинная. (По этому же принципу строились схемы и большей части рассмотренных выше палаццо.) Ансамбль своим фронтом обычно располагался вдоль дороги или реки. При этом его главная композиционная ось развивалась в глубину, перпендикулярно фронтальной. Начало эта ось брала с входного портика или лоджии на главном фасаде, пересекала парадные помещения и выходила в сад через портик или лоджию с противоположной стороны корпуса. От анфилады центральных комнат внутреннее пространство перетекало в боковые крылья. Динамизм композиции придавал эффект контрастных пространств.

В общей сложности зодчий построил около 30 вилл. Среди них вилла Барбаро в Мазере близ Виченцы — одна из наиболее богатых и лучше сохранившихся сооружений. Она представляет собой кирпичную постройку с ордерным фасадом центральной чпсти и двумя крыльями. Виллы в Фоскари, Пойана, грандиозная по своим масштабам вилла Триссино в Меледо и др..