В портальных архитектурно-скульптурных ансамблях, созданных на западных фасадах церкви Сен-Дени и Шартрского собора, был разработан тип фасадного скульптурного декора, который стал общепринятым во французских готических храмах и просуществовал в течение всего периода соборной готики. Трехпортальная, как правило, композиция соподчиняет в себе обширные циклы статуй и рельефов, воплощающих широкую по своему охвату и многоплановую тематическую программу. В пределах каждого портала скульптурный декор организован согласно вполне определенной структурной схеме. Откосы портала украшают ряды статуй, часто статуя имеется и на трюмо, лицевой стороне столба, разделяющего проем портала на две половины. В тимпане и на дверной балке под ним располагаются рельефные сцены, обычно разделенные на ярусы. Окаймляют портал несколько рядов архивольтов с множественными горельефными или даже статуарными фигурками в каждом. Не встречавшийся в романской скульптуре тип статуи, помещенной перед колонной, который впервые появился в Сен-Дени и затем на западном фасаде Шартрского собора, а также украшенные рядами фигурок стрельчатые архивольты принадлежат к числу наиболее характерных признаков готического стиля.
Северофранцузские скульпторы второй половины XII века полностью восприняли структурную схему портального декора, предложенную мастерами 40-х годов, и воспроизводили ее без каких-либо изменений. Но в стилистическом и образном отношениях северофранцузская скульптура прошла на протяжении второй половины XII века значительный путь развития. Статуи и рельефы порталов, выполненные в конце этого пути, на рубеже XII— XIII веков, на фасадах соборов Лана и Санса, по своим формам и по характеру выразительности мало напоминают произведения исходного пункта этого развития, Сен-Дени и Шартрского Королевского портала, зато они уже очень близки к портальным скульптурам на фасадах трансепта Шартрского собора, возникшим в первые десятилетия XIII века и знаменующим собой вступление готики в фазу зрелости.
Можно сказать, что внутри пятидесятилетнего периода северофранцузская скульптура развивалась довольно плавно, постепенно, исподволь вырабатывая готический пластический язык. Правда, почти до конца XII века ей приходилось вести постоянный диалог с позднероманской стилистикой, однако северофранцузские скульпторы никогда не упускали из виду кардинальные новшества Сен-Дени и Шартра, и это позволяло им в значительной степени корректировать непрестанно поступавшие извне позднероманские импульсы. Следует, однако, признать, что для скульптуры вторая половина XII века не была в Северной Франции великой эпохой. За исключением нескольких отдельных, незаурядных по своим художественным достоинствам статуй и рельефов скульптура этой поры не достигала того накала творческой энергии, того размаха ансамблевых концепций и той пластической силы, которые продемонстрировали и мастера предшествующего этапа, создатели Королевского портала Шартрского собора, и мастера следующего поколения, создавшие в первой половине XIII века порталы трансепта Шартрского собора, западных фасадов соборов Реймса и Амьена. К сожалению, оценка скульптурного наследия этой эпохи не может быть полной, так как скульптуры многих порталов погибли в годы Французской революции. Почти не сохранилось больших статуй откосов, периода 1180—1200 годов, то есть решающего момента в становлении готического стиля. Но дошедших до нас произведений все же, пожалуй, достаточно для констатации, что эволюция северофранцузской скульптуры совершалась во второй половине XII века главным образом на уровне иконографии и стилистики. Завоевания более высокого порядка — создание новых художественных идеалов и новой эмоциональной тональности произведений — оказались в то время под силу лишь немногим мастерам.
В 50—60-х годах все северофранцузские скульпторы находились под сильнейшим впечатлением Шартрского Королевского портала, хотя трехпортальных комплексов в тот период не создавалось. Сооружались, как правило, одиночные порталы. Но по архитектонике, по иконографии и структуре скульптурного декора эти порталы аналогичны шартрским. Репрезентативные композиции их тимпанов воплощают какую-либо одну из шартрских тем — Вознесение Христа, Богоматерь на троне, чаще же всего — Апокалиптическое видение. Откосы украшают статуи персонажей Ветхого завета, в том числе царей и цариц, благодаря чему всю группу таких порталов называют, подобно порталам западного фасада Шартрского собора, королевскими.
Скульптурная продукция этих десятилетий была обильной. Помимо довольно большого количества сохранившихся порталов существовало много других, ныне дошедших до нас лишь во фрагментах или полностью утраченных. Их облик запечатлели гравюры XVIII века, которые свидетельствуют, что структура скульптурного декора и его иконография в разрушенных порталах была такой же, как в сохранившихся. «Королевские» порталы возникали не только в соборах, но и в монастырских, даже в приходских церквах. Притом ареал их распространения был шире, чем у современного им явления в архитектуре, типа храма с четырехъярусной стеной главного нефа. Порталы, производные от шартрских, встречаются не только в Иль-де- Франсе, но и на территории тогдашних владений Плантагенетов, в соборах Ле Мана и Анже, а также в Бургундии, в церкви бенедиктинского аббатства Сен-Бенин в Дижоне.