Декор портала церкви в Этампе

Устойчивость шартрского типа портального скульптурного декора во Франции свидетельствует о том, насколько сильно поразил воображение современников шартрский ансамбль, насколько новаторским он был в их глазах. Однако в отличие от мастера главного из шартрских порталов, наложившего отпечаток своей выдающейся одаренности на весь шартрский комплекс, скульпторы-последователи были рядовыми мастерами, притом воспитанными в романской традиции. Они не смогли понять в полной мере смысла структурных новшеств шартрского ансамбля, воспринять всего богатства его изобразительных мотивов, всей сложности и многоплановости их композиционного соподчинения, всего новаторства пластического языка. Каждый из них воспроизвел лишь какую-то часть той системы соответственно своим индивидуальным склонностям и в меру своих способностей.

Раньше других возник портал на южной стороне продольного корпуса коллегиатской церкви Нотр-Дам в Этампе, городе, расположенном недалеко от Шартра. Церковное здание XI века начиная с 40-х годов XII столетия стали обновлять. Очевидно, в 40-х годах и был сооружен королевский портал, с тремя статуями на каждом откосе, со сценой Вознесения Христа в тимпане, с рельефными изображениями Богоматери и апостолов на дверной балке, с фигурками пророков и апокалиптических старцев в архивольтах. По своим архитектонике, иконографии и стилистике скульптур портал церкви в Этампе аналогичен левому боковому порталу шартрского ансамбля. Это уступчатый портал со стрельчатым завершением. Как и в Шартре, капители колонн, маскирующих уступы откосов, сливаются в единый фриз с непрерывной лентой рельефов, повествующих о Детстве и Страстях Христа и стилистически однородных с рельефами шартрских капителей.

Декор портала церкви в Этампе сильно поврежден. Статуи и фигурки архивольтов не имеют голов. Рельефы в тимпане и на балке сбиты, так что видны лишь абрисы фигур, судить же об их пластике нельзя. Однако тела статуй на откосах сохранились довольно хорошо, и трактовка их позволяет думать, что статуи в Этампе и на левом откосе в левом боковом портале шартрского ансамбля выполнял один и тот же мастер. Как в Шартре, так и в Этампе фигуры очень объемны, но мало расчленены, геометризованы, подобны сплющенным цилиндрам. Притом, если в контексте шартрского Королевского портала даже наиболее архаичные статуи благодаря единству пропорций и ритмов ансамбля подчиняются его общему торжественному строю, то в Этампе фигуры и балдахины над ними гораздо хуже согласованы с архитектурными членениями портала: они слишком «торчат» на колоннах, выглядят недостаточно органичным добавлением к архитектуре. Как и у статуй левого шартрского портала, складки одежд у статуй в Этампе неглубоки и графичны; они не нарушают монолитности объема фигуры, образуя на ее поверхности подобные татуировке узоры в виде концентрических кругов, множественных парабол, лесенок. Эти узоры склонили исследователей шартрской скульптуры21 к мысли, что некоторые из мастеров, создававших ансамбль, происходили из Лангедока. В портале Этампа есть архитектурный и скульптурный мотивы, подтверждающие правильность такой догадки. Арочное завершение портала вписано в прямоугольник, очерченный на стене бокового нефа церкви полуколоннами и карнизом, который поддерживают украшенные масками консоли. Эта форма не типична для северной Франции. Будучи производной от античных римских триумфальных арок, она встречается в романской архитектуре Италии, северной Испании и южной Франции, в частности в церкви Сен-Сернен в Тулузе.22 Несомненно также, что к рельефным изображениям летящих фигур, украшающим римские триумфальные арки, восходит в портале Этампа иконография двух больших рельефных фигур ангелов с распростертыми крыльями, помещенных в углах между аркой портала и его прямоугольным обрамлением.23 Плоские, угловатых очертаний, с орнаментальным рисунком драпировок и перьев, будто сошедшие с какой-нибудь романской фрески, эти фигуры убеждают в том, что мастер портала в Этампе, хотя он и не хотел отказаться от структурных нововведений скульпторов Сен-Дени и Шартра, еще сильно тяготел к традициям высокой романики.

Порталы соборов Ле Мана и Буржа создавали мастера, не работавшие в Шартре. Они были также воспитаны в романской традиции, но получили дополнительные романские импульсы, ощутив, как и архитекторы 50—-60-х годов, прилив общеевропейской волны пышно-декоративной позднероманской стилистики. Эти мастера, подобно большинству северофранцузских скульпторов середины XII века, выбрали в качестве образца главный из шартрских порталов. Казалось бы, такой выбор должен был объясняться тем, что главный портал выполнен с наибольшим блеском и структурная новизна в нем особенно наглядна. Но, судя по всему, главный портал привлекал современников как раз своими традиционными чертами: изображением Апокалиптического видения в тимпане и обильной орнаментикой. Именно ее мастера порталов Ле Мана и Буржа сделали доминирующим компонентом системы скульптурного декора, перетолковав, таким образом, в романском духе образный смысл главного из шартрских порталов.