Каждая моноструктура в значительной мере независима от других, поэтому организует вокруг себя, подчиняет себе определенное пространство.
С этим связаны те отношения, которые формировались между объектом и природным ландшафтом: сооружение или комплекс либо свободно размещался в ландшафте, вписывался в него, либо какая-то часть ближайшего окружения специально преобразовывалась, подчиняясь этому комплексу (так создавались сад под стенами Московского Кремля, сады под монастырскими стенами).
Тенденция к семейной, усадебной обособленности, порожденная социально-экономическими условиями (близость хозяйства к натуральному), ограничивалась различными видами внутриобщинных, общегородских связей — экономическими (усиливавшимися по мере развития рынка), политическими и т. д.
Это находило свое отражение и в пространственных формах городской среды. Улица города организовывалась как соседство индивидуализированных, но в то же время взаимосвязанных жилых ячеек.
Взаимосвязь порождала новые качества среды, и в архитектурно-пространственном отношении улица начинала выступать не только как сумма составляющих, но как целое со своими характерными качествами. Складывавшийся образ отражал особенности уличанской общины.
Облик улицы как целого определяли, наряду с жилой застройкой, характер пространств и постановка доминирующих сооружений. Пространство улицы чаще всего можно было бы охарактеризовать как полузакрытое: между домами были прозоры, связывающие улицу с более широким пространственным полем (улица как единство вступала в диалог с окружением).
Криволинейность трасс улиц, с одной стороны, увеличивала замкнутость пространств, замыкая перспективу по ходу движения.
С другой стороны, эта замкнутость ограничивалась часто только первым по вертикали ярусом предметной среды — заборами, примыкающими к ним мелкими хозяйственными постройками и т. д. Во втором же уровне при поворотах трассы в пространство улицы активнее входили прозоры.
При частом в русских городах падении рельефа к центру города застройка, опускаясь вниз, почти не замыкала перспективу на поворотах, благодаря чему в раскрывающуюся картину включались дальние ориентиры — доминанты.