Формирование эстетического образа среды

Формирование эстетического образа среды адресует нас к следующему уровню сопоставлений, участвующих в эстетической оценке окружения. Этот уровень условно можно назвать социальным.

Здесь увиденная реальность сопоставляется с известными стереотипами соответствия формы и функционально-социальной роли заключенного в ней содержания. Это, прежде всего распознавание функционального типа сооружений.

Затем — оценка взаимосвязи и соподчинения различных типов. В самом общем виде — прочтение некоторой социальной картины, запечатленной в формах архитектурной среды.

Затем должен быть назван исторический слой содержания среды. Воспринимаемая форма ассоциативно сопоставляется с известными нам архитектурными и бытовыми типами города минувших эпох.

Если сооружение прошлого, то мы не только оцениваем его формальные характеристики (структуру формы и т. п.), но представляем себе связанные с ними социальные структуры прошлого, политические, мировоззренческие и другие идеи, приведшие, к появлению определенных форм.

Наше современное отношение к структурам и идеям прошлого придает специфическую эмоциональную окраску воспринимаемым объектам, влияет на формирование эстетического образа среды. Здесь следует сразу же оговориться, что современное отношение нельзя понимать излишне прямолинейно, как просто одобрение или осуждение, приятие или неприятие каких-то исторически обусловленных явлений.

Реалии прошлого воспринимаются уже в контексте современной культуры, современной исторической ситуации. Многие противоречия прошлого предстают перед нами в снятом виде.

Так, дворец сегодня хотя и ассоциируется в какой-то мере с жилищем деспота или большого барина, но одновременно предстает просто как выдающееся общественное сооружение, как что-то вообще возвышенное над рядовой жизнью.

Одновременно появляются и принципиально новые оценки, обусловленные спецификой современного видения.

Так, следы разрушений, запрограммированные стилистические несоответствия в застройке, которые когда-то могли оцениваться только как непорядок, безобразие, теперь часто предстают как эстетически привлекательные черты, характеризующие возраст города, раскрывающие глубокую историческую перспективу, моделирующие сложность, неоднозначность городской жизни.