В Британии возникает тенденция ретроспективного взгляда на стиль Тюдоров как исторический и способствующий восстановлению баланса. Стиль начал развиваться в нестабильном политическом мире уходящего в прошлое XVIII века и зарождающегося XIX. Под влиянием событий французской революции многие британские землевладельцы, боясь распространения беспорядков, прибегают к внезапной и поспешной застройке, предназначенной для рабочих.
Так, Ротшильды с 1833 года выстраивают в Тринг-Парке, Ментморе, Уинге и Уингрейве (графство Бакингхемшир) несколько деревень для рабочих. Все дома в деревнях выполнены с применением белой штукатурки, черных балок, с высокими елизаветинскими дымоходами — так называемый ротшильдовский тюдор. Свойственная стилю Тюдоров деталировка стала условным обозначением аграрного прошлого страны, когда сквайр был олицетворением патриархальной благожелательности, а индустриализация еще не наступила — времен «доброй старой Англии».
(О том, что Тюдоры были из Уэльса, как-то умалчивалось. Возможно, уэльский вариант рассматривался как более «английский», чем предыдущие правящих монархов французского происхождения или голландского и немецкого, что следовали за ними.)
Подтекст стиля был совершенно очевиден для современников. Им является олицетворение мифологизированного прошлого, в котором все были довольны и счастливы. В конце века этот стиль начинают широко использовать крупные промышленники.
Порт Санлайт, неподалеку от Ливерпуля, был построен в 1888 году в стиле Тюдоров для рабочих фабрики «Санлайт»; близ Бирмингема коттеджи в стиле Тюдоров были выстроены для рабочих Кадбери (Борнвилл) в 1893 году.
Этот же стиль стали часто применять для частной застройки. Многие нувориши заказывали загородные дома в стиле Тюдоров для того, чтобы создавалось впечатление, будто они сами жили всегда, а их дома всегда существовали в этих местах.
Часть помещиков сносила свои старые дома, чтобы на их месте построить, как это ни парадоксально, строения, выглядевшие гораздо старше снесенных. В графстве Кент одним удачливым чулочным фабрикантом было возведено новое поместье в стиле Тюдоров на месте, где прежде стоял дом георгианской постройки. Поместье, соответственно, было окружено черно-балочными домами для рабочих его фабрики.
Несмотря на чрезвычайно широкое распространение стиля, которое стало причиной мгновенного узнавания его составляющих, стиль Тюдоров XIX века и современный очень сильно отличаются от того, как стиль выглядел в период рождения.
Черные балки и белая штукатурка, которые вот уже полтора века считаются неотъемлемой частью тюдорианских зданий, на самом деле явились изобретением XIX века. В XVI веке балки практически повсеместно старательно прятали под слоем штукатурки, которую затем окрашивали, в общем-то никогда не оставляя белой. В тех редких случаях, когда балки оставляли обнаженными, их никогда не красили. Под действием непогоды дерево со временем высветлялось до серебристо-белого цвета, становясь всего на несколько тонов темнее окружавшей его белой штукатурки.
В XIX веке, когда черно-белая модель стала знаком того, что назвали стилем Тюдоров, балки уцелевших построек XVI века, соответственно, покрасили в темный цвет, для того чтобы, как подразумевалось, привести их к подлинному стилю. Это можно увидеть на примере тех, очень немногих, построек XVI века, которые сохранились в Лондоне.
Считается, что стиль Тюдоров — это исторический эталон, избранный представителями высшего общества для сельской застройки. Но наряду с ним существовали другие исторические стили, которые также сыграли выдающуюся роль в изменении внешнего оформления жилья.
Коттеджный стиль — широкое и общее название для явления, которое основано на романтическом любовании колоритностью вида. Романтизм приписывал домашнему быту пасторальную простоту, нашедшую свое выражение в уходе от мира, промышленного, коммерческого, городского. В архитектуре эта идея проявилась в новых домах для среднего класса — коттеджах.
Эти строения совсем не походили на крошечные однокомнатные лачуги с земляными полами, которые предназначались для рабочего класса. Дома приобрели нарядность, стилизованную простоту загородного жилища, с привнесенными в него современными удобствами, расширенным пространством, отвечающим требованиям, выдвигаемым семьей среднего класса в XIX веке.
Фасады таких домов отличались подчеркнутой неправильностью и асимметричностью формы, что сразу выделяло из построек классического стиля с его любовью к порядку и равновесию. Как в случае со стилем Тюдоров, который стал узнаваем в основном благодаря черно-белым фасадам, так и идея коттеджа выражалась через определенный набор стилистических украшений, а не через общую конструкцию здания.
Новый коттеджный стиль зачастую допускал, чтобы постройка была наполовину деревянной, с обнаженными деревянными балками и внутренними помещениями, обшитыми панелями, с современными оконными рамами, которые были разделены на малые сегменты «под старину».
В личных пространствах дома — спальнях и кабинетах — высокие потолки уступили место более низким для того, чтобы усилить чувство обособленности. Слова, указывающие на небольшие размеры, часто употребляются для описания коттеджа: простой, удобный, уютный.
Стиль времен королевы Анны, который появляется в больших и малых городах одновременно со стилем Тюдоров, и по сей день настолько привычен и распространен, что едва ли распознается как какой-то отдельный британский стиль.
На первый взгляд он не имеет ничего общего с коттеджным стилем, но импульс у них один. Он отсылает к возврату и ассимиляции различных романтических живописных и асимметричных деталей с необычными и причудливыми элементами — нависающими карнизами, верандами, декоративной плиткой, окнами необычной формы — фонарями и эркерами в особенности. Неровная поверхность кладки из красного кирпича призвана служить для того, чтобы создавалось впечатление индивидуальности.