Наш рассказ об одном из лучших архитектурных творений Кваренги — Александровском дворце. С этим дворцом связаны драматические события в истории России.
1792 год. Вот уже двенадцать лет Кваренги, всеми признанный архитектор, проектирует и строит в России.
В этот год по указанию Екатерины II он начинает работу над одним из своих выдающихся произведений — Александровским дворцом. Императрица собиралась подарить дворец своему внуку, великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.
В 1840 году дворец стал называться Александровским. Он был излюбленным местом пребывания российских императоров (рис. V.163).
Николай I уделял большое внимание благоустройству дворца. Последующие годы во дворце жил великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III.
Александровский дворец для многих поколений рода Романовых становится наследным имением со всеми радостными и печальными событиями жизни царских семей.
Но самые трагические события пришлись на царствование императора Николая II, родившеюся в Царском Селе (г. Пушкин).
С 1905 года дворец становится постоянным и последним местом жительства царя. Из дворца семья императора отправилась в последний путь навстречу своему кровавому концу. Во дворце закрылась последняя страница истории правления царского рода Романовых.
Это все будет. А пока знаменитый архитектор работает над проектом дворца. Проект был закончен в короткий срок, так как уже в августе управляющий Царско-сельской копт рой строений получил рескрипт (письмо монарха к должностному лицу с поручениями), в котором говорилось: «По посылаемым при сем планам и сметам архитектора Гваренги для построения дому в конце ноною сада… повелеваем без наималейшего упущения времени произвести торги и о потребной сумме представить нам, с тем чтобы до наступления зимы был сделан».
По сохранившимся чертежам видно, что, создавая проект, Кваренги тщательно прорабатывал каждое, даже незначительное помещение, отдельные детали. Дворец был решен двухэтажным, в плане он имел очертания сильно растянутой буквы «II» (рис. V.164). Главный фасад представлял собой два ризалита, объединенные колоннадой из двух рядов белоснежных колонн коринфского ордера, которая находилась в глубине двора, как бы открывая простор для связи дворца с природой (рис. V.165). Колоннада становится декоративным элементом, что усилило общий композиционный замысел архитектора. И. Э. Грабарь (живописец, искусствовед, академик, 1871 — 1960) высоко оценил то впечатление, которое производило это решение.
Входы во дворец были расположены в торцах ризалитов. Здесь Кваренги принимает новаторское решение: отказывается от традиций в архитектуре классицизма выделять центральную часть устройством входа в здание.
Хотя дворец строился за пределами возведенного Екатерининского дворцового ансамбля, он был хорошо связан с существующими зданиями, находясь по оси широкой поперечной аллеи Нового сада.
Дворец строил архитектор И. В. Неелов, а после его смерти руководить строительством было поручено его брату, архитектору П. В. Неелову.
Открытый со всех сторон, дворец хорошо просматривался. Удачно найденные пропорции и масштабы различных деталей, характерные для построек Кваренги, сделали дворец, как отмечали современники, шедевром архитектуры.
В 1838 году перед колоннадой были установлены две статуи, отлитые из чугуна но моделям скульпторов Н. С. Пименова — «Юноша, играющий в бабки» (рис. V.166) и Логановского — «Юноша, играющий в свайку» (рис. V.167). Несмотря на то, что статуи были выполнены для академической выставки 1836 года, они гармонично вписались в общий садово-парковый ансамбль дворца на фоне колоннады.
А. С. Пушкин, познакомившись на этой выставке с изваяниями, написал два знаменитых четверостишия, посвященных статуям.
На противоположном фасаде, обращенном к парку, в центре, Кваренги устраивает полу ротонду, перекрытую сферическим куполом, — полу крытый или средний зал. С восточной стороны в нем стояла детская деревянная катальная горка, оттуда можно было пройти в библиотеку и гостиную. С западной стороны от среднего зала находилась мраморная гостиная (бывший бильярдный зал), рядом с которой была дворцовая церковь.
В юго-восточном корпусе находились апартаменты Николая II и Александры Федоровны.
В различные годы интерьеры дворца переделывались архитектором В. П. Стасовым. Последняя отделка была осуществлена в 1896-1898 годах архитектором Р. Ф. Мельцером, который применил стиль модерн.
Александровский дворец стал знаменательным событием в архитектурной деятельности Кваренги.
Как и в других ансамблях Петербурга — Дворцовом и Смольном, здесь, в Царском Селе, вновь встали рядом Екатерининский и Александровский дворцы — творения двух крупнейших архитекторов Растрелли и Кваренги, представителей различных направлений в архитектуре.