Афинский акрополь

Слово акрополь — Акриполис — означает «высокая часть города». Афинский акрополь расположен на естественной скале, с плоской вершиной удлиненной формы. Длинная сторона площадки около 300 метров, наибольшая ширина 130 метров. Площадка расположена на высоте 150 метров над уровнем моря (рис. 11.26).

Раскопки показывают, что первые поселения появились на месте будущего Акрополя еще в до греческие времена. В VII-VI веках до н. э. здесь уже находились храмы, позже варварски разрушенные персами.

После изгнания персов афинский полководец Кимон (504 — 449 годы до н. э.) начал восстановление Акрополя.

Были реставрированы и построены новые стены. На открытом пространстве, против входа была поставлена бронзовая статуя Афины-Воительницы. Возможно, Кимон хотел создать единый ансамбль, но эта идея воплотилась в жизнь только при Перикле.

В V веке до н. э. Афины становятся во главе Морского союза, который был образован путем объединения морских сил греческих государств для борьбы против персов (490, 480-476 годы до н. э.).

Союз ставил своей задачей объединить всю Грецию в могучее государство. Патриотический подъем, солидарность всех слоев населения, дух свободной личности в период правления демократа Перикла (443-429 годы до н. э.) все это способствовало возникновению совершенного ансамбля Акрополя — общественного и культурного центра не только города Афины, но и всего греческого государства. Строительство огромного ансамбля было поручено Фидию — великому скульптору.

У подножия скалы, с западной стороны, начинается путь на Афинский акрополь.

Первое сооружение, которое встречается на пути, — пропилеи (рис. П.27), или входные ворота (архитектор Мнесикл, 440 — 432 годы до п. э.). Основная часть пропилеи состоит из двух портиков, завершающихся фронтонами — западным и восточным. Оба портика выполнены в дорическом ордере, внутренние колонны ВДОЛЬ центрального прохода — ионические. Пропилеи — первое сооружение, где были применены два разных ордера. Плутарх (45- 127 годы н. э.), древнегреческий писатель, перечисляя лучшие произведения эпохи Перикла, считал, что пропилеи занимают первое место среди архитектурных сооружений на Акрополе.

Покорители Афин — фиванцы — мечтали перенести пропилеи на свою родину, как самый прекрасный трофей, а римляне построили такие же перед святилищем в Элевсине. Наряду с пропилеями Афинского акрополя существовали и другие: в священных оградах на острове Делос, в городах Олимпия и Приена.

По обе стороны от западного портика пропилеи располагались неравные но размерам здания с портиками: слева большее — картинная галерея и справа меньшее — библиотека.

Перед короткой стороной пропилеи библиотеки возвышается небольшой изящный храм, самое маленькое здание Акрополя (архитектор Калликрат, 449-421 годы до н. э.). Этот храм посвящен Нике Аптерос — «Бескрылой Победе» (рис. 11.28; 11.29). В Греции богиню Победы изображали с большими крыльями: она непостоянна, перелетает от одного противника к другому. Но афиняне поверили в то, что они стали непобедимы, и чтобы

Ника никогда не покинула их, они изобразили ее бескрылой.

Пройдя пропилеи, выходим на открытое пространство. Перед взором открывается величественная панорама с бронзовой статуей Афины. Гигантская статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) была выполнена скульптором Фидием. Воительница предстает в золоченых доспехах и шлеме, со щитом и копьем в руках. Афиняне почитали и боялись ее.

Чуть правее статуи, на небольшом расстоянии, в честь богини Афины, покровительницы города, зодчими Иктином и Калликратом был построен величественный храм из мрамора — Парфенон (рис. 11.30, 11.31). Храм строили 9 лет. Строительство начали в 477 году до н. э., но только в 432 году до н. э. состоялось освящение храма. Храм был построен на месте Парфенона, разрушенного персами в эпоху архаики. Старый храм имел такую же длину, но ширина его была меньше, выполнен он был из туфа. Парфенон занимал самую верхнюю часть Акрополя, являясь центральным сооружением всего ансамбля. С дальних точек города жители видели силуэт храма, который возвышался над городом.

Парфенон — периптер дорического ордера — богато украшен скульптурой. Он является ярким образцом сооружения, в котором органично сочетаются архитектура и пластическое искусство. Под наблюдением главного строителя Фидия и при его участии создавались скульптурные изображения. Внутреннее пространство храма разделено на три части: пронаос, полуоткрытая часть храма между входным портиком и наосом, наос и опистодом, помещение в западной части храма, отделенное от наоса стеной. Внутри храма — 12-метровая статуя Афины, выполненная Фидием: голова и руки из слоновой кости, одежда, щит и змея — из золота. Богиня Афина изображена во весь рост, в левой руке — золотой шлем с изображением крылатых коней и сфинксов.

За статуей, к северу от Парфенона, расположен второй по размерам, двойной храм — Эрехтейон (рис. 11.32) (421, 409 — 405 годы до н. э), посвященный Афине и Посейдону (Эрехтей — античный герой, сын богини Геи, воспитанник Афины, по другому мифу Эрехтей — одно из прозвищ Посейдона). По преданию, на этом месте Афина и Посейдон вели спор за власть над городом. Эрехтейон был построен в ионическам ордере и представлял собой несимметричное в плане здание (рис. 11.33). Здесь было применено интересное архитектурное решение — портик кариатид, находящийся на южной стороне храма (рис. 11.34).

Афинский акрополь, созданный гением греческих зодчих, является достижением мирового искусства.

В V веке до н. э. продолжается строительство общественных зданий, в частности театров. Ядром театра служила орхестра — круглая площадка с алтарем Диониса, который руководил представлением. На площадке происходили выступления хора и танцы. Открытый зрительный зал — театром по традиции располагался на склоне горы или холма. Обычно театром был оборудован каменными скамьями. Фоном, на котором играли актеры, служила палатка — скена, в которой актеры переодевались. Позже палатку заменили деревянным, а затем каменным зданием.

Замечательные театральные сооружения IV века до н. э. — театр в Эппдавре (рис. 11.35) и театр Диониса is Афинах (рис. 11.36).

Театр в Эпидавре был мое троен архитектором Поликлетом-младшим. Он вмещал 14 тысяч зрителей. Это чудо гармонии и акустики. Павсаний, древнегреческий писатель, отмечал, что ни один театр не мог сравниться с театром Полнклета по гармонии и красоте.

Театр хорошо сохранился до наших дней. В нем проходят музыкальные и театральные фестивали.

Театр Диониса в Афинах находится на южной стороне Акрополя. Коилон, или кавеа (трибуны), вмещал 17 тысяч зрителей. В первых рядах были установлены 67 мраморных тронов для привилегированных зрителей.

Спустя много лет на противоположном конце южного склона Акрополя был построен Одеон — круглое в плане здание для музыкальных представлений (рис. 11.37). Оно было возведено на деньги афинского богача Герода Аттики в память о его жене Региле.

Здание включало элементы греческой и римской архитектуры: план — греческие театры, фасад с нишами и арками — римские театры.

Отреставрированный театр вмещает 5000 зрителей. В Одеоне каждое лето устраивают Афинские фестивали искусств.

V век до н. э. — эпоха наивысшего расцвета древнегреческого искусства и архитектуры.