В XIII-XIV вв. во Флоренции, переживающей расцвет экономики и культуры, строились храмы, в которых использовались элементы готической системы. Однако они трансформировались в соответствии с местными традициями и идеалами красоты. Церкви Флоренции XIII в. Санта Мария Новелла, Санта Тринита (архитектор Никколо Пизано) и Санта Кроче (архитектор Арнольфо) являются примерами проторенессанса.
Это трехнефные базилики с прямоугольно завершенной восточной частью, трансептом, отнесенным к восточному концу. Две первых церкви перекрыты нервюрными сводами, в Санта Кроче средний неф в духе традиций имеет стропильное перекрытие. Для всех церквей характерно открытое светлое пространство. Высоко поднятые аркады способствуют зрительному объединению и увеличению всего зала.
Особняком стоит строительство грандиозного собора Флоренции — Санта Мария дель Фьоре. Новый собор решили сооружать на месте старого, обветшавшего. Дж. Вазари пишет: «Флорентийцы решили построить главную церковь в своем городе, чтобы нельзя было потребовать от человеческих сил и рвения ни большей по размерам, ни более прекрасной постройки». Закладка фундамента состоялась 8 сентября 1296 г., в день рождества Богородицы. «Первый камень был заложен кардиналом…в присутствии…епископов и всего духовенства., а также населения Флоренции».
По замыслу Арнольфо собор был трехнефным, базиликальным.. Новацией была роль купола, который впервые в архитектуре своего времени должен был стать главной доминантой композиции. Подкупольное пространство с алтарем и полукружьями ветвей трансепта превращалось в композиционный центр внутреннего пространства. В композиции фасадов про проекту зодчего были использованы готические элементы и сохранялась открытая поверхность стены.
Смерть Арнольфо в 1302 г. осложнила строительство собора, которое вскоре вообще прекратилось до середины XIV в., когда проект Арнольфо ди Камбио был несколько изменен, а затем вновь остановлено до начала XV в.
К сожалению, от собора во Флоренции работы Арнольфо мало что уцелело, т.к. в XIV в. церковь расширяли, а в XIX в. почти полностью заменили отделку фасада. Современниками Арнольфо являются лишь небольшие фрагменты мраморного декора на стенах притвора и некоторые части скульптур.
Распространение готики в Италии сопровождалось выработкой характерной ее трактовки: сохранялась стеновая плоскость, конструктивный каркас маскировался, редко использовались аркбутаны и контрфорсы. Находили применение как сводчатые, так и стропильные перекрытия, колонны чаще всего имели вид столба или близкой ему формы. Сохранялось четкое деление на несущие и несомые конструкции.
Жилищное строительство рядового горожанина развивалось в целом в соответствии с общими тенденциями этого процесса, характерными для европейских стран.