В странах Бенилюкса возник ренессансный стиль, который отличался от стилей соседних стран. Политическая неразбериха XVI в. была результатом конфликта между империей Габсбургов при Карле V (родился в Генте в 1500 г.) и протестантами. Католическая церковь Испании, особенно в период правления Филиппа II, начала открытую борьбу с религиозными учениями Лютера и Кальвина. Эта борьба привела к возникновению голландского государства, независимость которого от Испании была подтверждена Мюнстерским договором 1648 г.
В 1566 г. гнев протестантов, вызванный преследованиями инквизиции, нашел выражение в усилении иконоборчества, которое характерно для кальвинизма. Иконоборчество привело к тому, что церкви лишились средневековой скульптуры, фресок и других элементов убранства (которые, по мнению иконоборцев, были связаны с католицизмом). Голые стены покрывались штукатуркой, прозрачные стекла заменили уничтоженные витражи (9.2). Голландские и фламандские художники создавали картины, на которых в мельчайших деталях запечатлена повседневная жизнь современной им эпохи. Питер Брейгель часто изображал таверны или интерьеры крестьянских домов. Работы Яна Стена, Яна Вермеера Делфтского и других голландских живописцев удивительно точно изображают интерьеры городских домов, которые представляют собой смесь простоты и роскоши.
Светские постройки
Такие архитекторы, как Корнелиус Флорис (1514-1575), использовали ордер при строительстве зданий, которые по сути были средневековыми, например, ратуши в Антверпене (1561) и Лейдене (1597), архитектор Ливен де Кей (ок. 1560-1627), уроженец Антверпена. В Лейденской ратуше классические пилястры и фронтоны сочетаются с голландскими прямоугольными и переплетающимися орнаментами и гротесками, как в книгах голландского художника Ганса Вредемана де Вриса, в частности в книге «Архитектура», 1577— 1581 гг.
Мориц-хаус (ок. 1633) в Гааге построен по проекту Якоба ван Кампена, голландского архитектора, который предпринял путешествие в Италию, где он изучал творчество Палладио и Скамоцци. Мориц-хаус — это квадратное в плане здание с пилястрами ионического ордера и фронтоном в палладианском стиле и высокой голландской крышей. Интерьеры были уничтожены во время пожара 1704 г., но представление о них дают тридцать девять рисунков, сделанных в 1652 г. Питером Постом. В главных залах присутствуют классические пилястры и карнизы. В банкетном зале , который запечатлен на гравюре, изображающей прием в честь короля Англии Карла II, посетившего Гаагу в 1660 г., интересно решен потолок с круглым окном. Между странами Бенилюкса и Англией существовали тесные связи; многие английские дома XVII в. напоминают Мориц-хаус.