Градостроительство классицизма

460

В Чечерске, выдающемся образце реконструированных малых городов, обнаруживаются особенности: варьирование размеров почти одинаковых кварталов и создание «живого» квадрата главной площади; модульность плана (2 саж.) и кратность его размеров длине фасада ратуши (10 саж.); геометризация композиции: размещение дворца в вершине умозрительного угла, ратуши — на биссектрисе, а храмов — на его сторонах и на окружности с центром посередине ратушного фасада; формирование городского силуэта купольной темой культовых зданий, сочетающейся с трапециевидным шатром ратуши и дополненной малыми куполами и шпилями; трактовка города как торжественной композиции, раскрывающейся при движении к дворцу с организацией эффектных видов; создание узловых зрительных точек с использованием приемов единовременного обозрения с малых расстояний всех доминант (горизонтальный угол зрения — 50 — 70°) и слитного восприятия их визуально соприкасающихся объемов; театральность, выверенная сценографичность восприятия, внезапное раскрытие праздничных по образу архитектурных пейзажей.

Главная художественная идея планировки города целостность, свойственная градостроительству классицизма вообще, создававшая убедительные и реализуемые предпосылки для целостности пространственной. При этом наблюдалось единство противоположных начал: жесткого порядка, подчиняющего разнообразный природный ландшафт и существующую застройку, а с другой стороны — живописности и формального обогащения, создания контрастов и нюансов в различных проявлениях. Как композиционно-планировочные и функциональные приемы эстетического единообразия структуры применялись: симметрия городского плана; проектирование декоративных вала и рва вокруг поселения, подчеркивающих лаконичную форму его плана и способствующих впечатлению целостности города при натурном восприятии;

организация торговой площади в каждом посаде как основного элемента его общественного центра;

создание в разных районах малых площадей с общим характером планировки;

единообразная, но различная в деталях компоновка подводящих к каждой площади улиц (в виде оси ее симметрии, диагонально ориентированных на углы лучей и др.);

яркое и всеобъемлющее воплощение идеи постановки доминант в завершении видовых перспектив вдоль улиц разного градостроительного значения, рек, ручьев, оврагов;

частный случай смысловой целостности города — при размещении его на обеих сторонах реки соответствие трсхчастиой структуре ландшафта одного берега трехчастной планировки противоположной стороны, единство пространственно разделенных естественной и искусственной систем.

Существовали художественные приемы, которые использовались для живописности планиметрической композиции, формируемой прямоугольной уличной сетью как стереотипом и имеющей тенденцию к монотонности. Кроме эстетического замысла они часто обусловливались опорной ситуацией и функциональными задачами. К этим приемам относились:

нацеленность на упрощение контура поселения в сочетании с организацией планпровочно самостоятельных форштадтов, своеобразных приращений к художественному целому города;

придание обширным посадам двух- пятичастного функционально-планировочного и художественного построения;

примыкание двух по-разному ориентированных прямоугольных схем улиц;

трассировка диагональных направлений, дополняющих ортогональную систему магистралей;

проектирование кварталов разных пропорций и размеров; противопоставление зон с масштабно отличными ячейками планировочной сети, что наиболее эффектно при соседстве таких территорий;

применение ритма постепенного увеличения ширины кварталов; пластическая идея его нарастания чаще развивалась от центра к периферии поселения.