Исходя из понимания отдельного архитектурного элемента как части целого и его роли в целом, можно считать, что для выразительности формы важны:
a) визуальные свойства формы как целого и свойства всех составляющих ее элементов;
b) выразительность отношений, с помощью которых осуществляется соподчинение элементов.
Следовательно, при членении формы свойства образовавшихся отдельных элементов становятся свойствами формы.
На рисунке 39 показано, как в зависимости от выбранного приема членения исходная форма приобретает динамичность или статичность. Причем в данном случае форма уже обладает динамичностью по вертикали. Затем в форму введено несколько (нечетное количество) вертикальных членений.
Каждый новообразованный элемент отмечен активно выраженной динамикой по вертикали. В результате исходная форма, сохраняя прежнюю целостность (из-за нечетного количества компонентов), получает еще большую динамичность по вертикали.
Но если эта же форма расчленяется горизонтальными членениями и если их число достаточно велико, то они своими свойствами привносят в исходную форму высокую степень статичности.
Членение целостной формы на несколько элементов, нюансно не равных по величине и массивности, обеспечивает ее динамичность в направлении от меньшего элемента к большему.
При этом зрительно подчеркнутое движение может не совпадать с направленностью исходной формы или совпадать с ней. В таком случае, чтобы обеспечить единство и гармоничность исходной формы, потребуется сформировать активный узел на правом фланге структуры, если считать композиционным центром самый большой по массе элемент.
К чрезвычайно эффективным видам членений следует отнести включение новой замкнутой формы в пределы заданной. Это обстоятельство объясняется тем, что введенная форма расчленяет первичный объект одновременно по горизонтали и по вертикали не на две, а на несколько частей.
Кроме этого, в данном случае возникает определенное соотношение заданной и нововведенной форм. Такой вид членения дает возможность выделить композиционно доминирующую часть поверхности, и часто форма, расчленяющая заданную поверхность, может стать главной.
Величина, вид, ее положение по отношению к границам основной формы, наконец, количество введенных элементов — все это будет определять характер структуры в отношении статичности и динамичности, направленности и целостности.
Например, с помощью введенных элементов (оконных проемов) нескольких типов активно организована большая глухая поверхность верхней части фасада Дворца дожей в Венеции.
На базе рассмотренных отношений, существующих между объемно-пространственными элементами, сложилось несколь ко основных средств построения, или гармонизации, архитектурных форм.
В каждом из средств отражается какая-либо одна объективно присущая целостной и выразительной архитектурной форме особенность взаимосвязей ее элементов. Например, понятие ритма означает только одно: закономерные отношения между чередующимися формами и интервалами.
Однако в действительности все стороны архитектурного сооружения неотделимы друг от друга, и только все средства в их взаимосвязи позволяют понять внутренние закономерности архитектурной композиции. Изучать средства необходимо в определенной последовательности начиная с того, что лежит как бы на поверхности явлений, и двигаясь к тому, что может быть выяснено только в результате более сложного анализа.