Типовые положения элементов архитектурных форм в пространстве

Цветовая среда города

Масса. Широко используемое понятие «масса» заимствовано из физики, где оно означает количество вещества, из которого состоит тело. В архитектурной композиции это свойство рассматривается на основе ассоциативного восприятия и часто обозначается как массивность. Данное свойство имеет ряд специфических особенностей. Так, масса может рассматриваться как свойство или отдельного элемента, или всей объемно-пространственной формы. Она изменяется в следующих направлениях:

a) масса архитектурного элемента зависит от его величины. Большему по величине элементу соответствует большая масса;

b) масса архитектурного элемента зависит от соотношения его измерений по трем координатам. Максимальной массой обладают куб и шар, у которых эти измерения стремятся к равенству. Зрительно минимальной массой при одинаковом количестве вещества, т. е. при равном объеме тел, обладают линейные элементы;

c) масса объемно-пространственной формы зависит от плотности заполнения ее материалом (элементами). При этом одним предельным состоянием формы является ее максимальное заполнение, когда форма стремится к монолитности; другим — такое минимальное заполнение объемно-пространственной формы введенными в нее элементами, при котором еще сохраняется зрительная целостность ограниченного пространства;

d) наконец, на массивность отдельного элемента формы влияет материал, из которого он сделан, его цвет и фактура. По-разному воспринимаются одинаковые по величине элементы и формы из стекла и дерева. Стеклянный объем из-за своей прозрачности, гладкой фактуры и светлого тона кажется менее массивным, хотя действительный вес его даже больше, чем деревянного элемента.