В условиях Древнего Египта, где горы и пустыня играли роль стен «открытого» города, сложились пространственные представления и принципы композиционной организации среды, отличные от воплощенных в ступенчатой центрической композиции городов Месопотамии. Однако схожие общественный строй и характер общественного сознания, соответствовавшие общему способу производства и условиям земледелия, заставляют нас искать в архитектуре Древнего Египта эквивалентный рассмотренному принцип пространственной организации среды. В ситуации «открытого» города наиболее вероятным принципом соподчинения могла быть зеркальная геометрическая симметрия.
Симметрия — это один из наиболее универсальных принципов пространственной организации в природе и искусстве. Поэтому во всех научных областях используются универсальные математические понятия видов симметрии. Так, согласно Г. .Гельмгольцу, (буква Т обладает «осевой», или «зеркальной симметрией», буква О—«центральной симметрией», равносторонний треугольник обладает «поворотной симметрией третьего порядка», в последовательности … ЛЛЛЛ … буква Л обладает «переносной симметрией» (ритм движения).
Искусство с древнейших времен тесно связано с симметрией. Однако, вероятно, не существовало бы эстетического принципа симметрии, если бы не было симметрично само человеческое тело и, соответственно этому,—симметричны его чувственные внешние связи с миром. Это положение не отрицает даже Г. -Вейль — немецкий математик, известный работами по проблемам симметрии и утверждавший вместе с Платоном, что источником симметрии в природе являются математические законы, управляющие природой. «Готов допустить, — писал он, — что в искусстве дополнительно сказывается факт зеркальной симметрии человеческого тела в его внешнем проявлении».
Архитектурно-пространственная система, стремящаяся захватить чувства человека и привести их в единый настрой соподчинения, вероятно, должна была обладать гармонией, построенной на зеркальной симметрии архитектурных объемов, организующих движение человека в ритуальных процессах. Зеркальная геометрическая симметрия, должно быть, типична для архитектуры общества, общественное сознание которого пронизывалось идеей безграничности и вечности центральной деспотической власти фараонов.
Прежде чем обратиться к некоторым фактам, обосновывающим гипотезу о симметрии композиции пирамид, попробуем выяснить возможное символическое значение формы собственно пирамиды.
В распространенном представлении Египет — это, прежде всего, грандиозные гробницы фараонов. Греки, давшие этим сооружениям название «пирамиды», относили их к одному из семи чудес света. Теперь «чудеса света» почти исчезли с лица земли: висячие сады Вавилона представляют собой непоправимые руины, статуя Зевса в Олимпии давно уничтожена, от храма Дианы сохранились лишь куски фундаментов, фрагменты гробницы Мавзола хранятся в музеях и представляют интерес только для экспертов, колосс Родоса существует лишь в легендах, а маяк в Александрии исчез почти бесследно. И только великие пирамиды Древнего Египта стоят сегодня как нерушимые символы вечности и величия человеческих деяний.
Но силы разрушений -времени столь велики и беспощадны, что правомерен вопрос: не является ли то, что мы продолжаем называть «великими пирамидами», лишь обнажившейся конструкцией, с которой тысячелетия смыли ее подлинный архитектурный облик? Имеется, как мы увидим далее, достаточно оснований для утвердительного ответа на этот вопрос.
Возвращаясь к генезису архитектурной формы пирамид, необходимо отметить как значение утилитарных прототипов, так и символических представлений, почерпнутых из мифологии. Выработанная архитектурная форма, вероятно, соединяла представление Об утилитарной целесообразности с широкой социально значимой интерпретацией ассоциативного зрительного образа.