Преднамеренное и целенаправленное применение различных коррективов и так называемых «отклонений» в архитектуре, в частности доказано многочисленными обмерами и исследованиями. В отношении объяснения курватур в литературе носят противоречивый характер. Некоторые авторы объясняют применение их компенсацией оптической иллюзии «прогиба карнизов».
На этой позиции стоял архитектурный олимп и в основе принял теорию, но его непоследовательность в объяснении причин, вызывающих применение, выразилась в приведенном ниже высказывании, из которого следует, что он не уверен в собственном мнении по этому вопросу:
«Теория курватур была бы убедительной, если бы незначительная стрела прогиба создавала впечатление прямой линии. На самом же деле мы имеем вполне ощутительный изгиб»
Тот факт, что легко различимы глазом, говорит о том, что они не являются коррекцией иллюзии прогиба. Оптическая иллюзия «прогиба карнизов» Существует еще одно предположение, в котором применение прогиба объясняется треугольной формой фронтона портика и тем, что зрителю свойственна переоценка острых углов в местах сопряжений наклонных членений фронтона с горизонтальными, отчего последние зрительно провисают. Этому объяснению можно противопоставить следующие возражения: во-первых, наклонных членений, сопрягающихся с горизонтальными, очень немного, чтобы говорить об этой иллюзии; во-вторых, известно, что существуют также боковой фасад и стилобаты храмов. Применение курватур тем более нельзя объяснить только желанием автора придать архитектурному произведению «непринужденность» и «индивидуальную неповторимость».
Подобные объяснения не вскрывают истинных причин применения курватур и рассматривают их вне связи с другими архитектурными коррективами.