Большое количество ритмически изменяющихся элементов может утомить зрителя своим однообразием и монотонностью, как и излишне протяженный метрический ряд. Поэтому для достижения большего единства композиции и напряженности ритма возможно и даже необходимо нарушение элементарных ритмических закономерностей.
Созданию выразительности сложного ритма способствуют:
a) так называемая остановка ритма, когда начало и конец ряда подчеркиваются необычностью решения крайних элементов или примыкающих к ним интервалов
b) остановка ритма перебивкой элементов, введением «случайных» звеньев, нарушающих закономерность порядка чередования форм;
c) движение горизонтальных ритмических рядов, нарастающее с двух противоположных сторон к центру (или исходящее от него). Такое движение легко нейтрализуется («гасится») в симметричной композиции или взаимно уравновешивается в системе соподчиненных элементов.
Построить ритмический ряд, опираясь на изложенные общие закономерности, вовсе не сложно. Гораздо труднее добиться характерности архитектурной композиции, выстроив ритмический ряд неожиданным образом, изобретательно привлекая развертывание в пространстве самых разных первичных свойств архитектурных элементов.
Так, в проекте высотного здания чрезвычайно интересно использовано ритмическое развитие архитектурной формы по вертикали. Деления объема по высоте всего лишь на три крупных яруса оказалось достаточно для того, чтобы добиться выразительного соподчинения различных состояний свойств компонентов формы по массе, плотности и разреженности конструктивных элементов, по величине и положению в пространстве.
Разделение на ярусы выполнено очень мягко и органично, так что свойства одной зоны словно частично «перетекают» в соседнюю, прибавляя единства и гармоничности очень выразительной структуре.
Пропорции. Композиционным средством, применяемым в архитектуре для гармонизации размеров сооружения, являются пропорции. Пропорцией называется соразмерность, определенное соотношение элементов архитектурной формы друг с другом и с целым.
Правильно найденные пропорции образуют в своем единстве пропорциональный строй. Его характер и своеобразие всегда обусловлены функциональными и конструктивными особенностями сооружения. Пропорциональный строй создается на этой материальной основе и одновременно способствует выявлению ее специфических качеств.
С помощью пропорций получает ясное, художественно осмысленное выражение объективно существующая взаимосвязь частей и элементов сооружения. Так что работу над пропорциями нельзя представлять как изолированный процесс: пропорционирование размеров — одна из сторон общего процесса проектирования.
Пропорцией в соответствии с математической природой этого понятия называется равенство двух и более отношений, а именно: а: Ь = с: й = е:/ =… = к. Следовательно, дробь, состоящая из двух величин, еще не является пропорцией. Это всего лишь одно отношение этих величин.
В практической работе архитектору приходится иметь дело не с математическими равенствами числовых отношений, а с их геометрическими линейными выражениями. На рисунке представлена простейшая схема, показывающая графическую зависимость линейных элементов двух фасадов зданий.
Пропорциональное соответствие фасадов (а в результате — более органичное их соподчинение) достигается благодаря подразделению их элементов на геометрически подобные части.
Варианты подобия членений частей и целого по вертикали на примере некоторых известных объектов показаны на рисунке. Не все членения одной из сопоставляемых частей фасада находят свое точное проекционное отражение в делениях другого фрагмента: повторяются лишь соотношения основных подразделений. Однако этим достигается пропорциональное единство частей при одновременном сохранении существующих между ними различий.
При анализе памятников архитектуры пропорциональные взаимосвязи линейных элементов обнаруживаются не только между отдельными частями вертикально расположенных отрезков, но и при сопоставлении вертикальных элементов с горизонтальными.
Простейший пример названной зависимости представлен на рисунке. При равенстве соотношений А: В = а: Ь большой и малый прямоугольники оказываются подобными фигурами. При параллельном размещении прямоугольников их диагонали тоже параллельны (прямая пропорциональность), а при взаимно перпендикулярном — располагаются под углом 90° (обратная пропорциональность).