Для того чтобы зафиксировать положение формы в пространстве, существуют три координатные плоскости — фронтальная (Ф), горизонтальная (Г) и профильная (П). И если наибольшая по площади грань элемента или его доминирующая ось совпадает с какой- либо координатной плоскостью, это значит, что такой элемент в целом занимает одно из соответствующих типовых положений — фронтальное, горизонтальное или профильное.
Однако в курсе архитектурной композиции важнее другое обстоятельство — определение взаимного положения элементов в пространстве и по отношению к зрителю. Поэтому для нас представляет большой интерес следующее:
a) находятся ли элементы на одинаковом расстоянии от зрителя или один из них отодвинут настолько, что перестает восприниматься их композиционная взаимосвязь;
b) находятся ли элементы на одном уровне над горизонтом или один из них настолько приподнят, что начинает теряться их композиционная взаимосвязь.
В зависимости от взаимного расположения двух привлеченных элементов тоже можно построить ряд их предельных, или типовых, состояний: элементы находятся друг от друга на максимальном расстоянии, при котором они еще композиционно взаимодействуют; элементы непосредственно примыкают друг к другу; элементы выразительно врезаются друг в друга.