Особое место в архитектурной композиции занимает категория «пространство», а архитектуру вообще рассматривают как искусство пространственной организации труда, быта и отдыха людей.
Пространство в теории архитектурной композиции понимается как часть реального трехмерного пространства, ограниченного (точнее, организованного) комплексом поверхностей и объемов, которые связаны между собой определенной целью и преобразуют эту часть физического пространства в особое, художественно осмысленное пространство.
Само художественно организованное пространство и участвующие в его трансформации элементы являются, как было сказано, архитектурной формой. Никакое другое искусство, кроме архитектуры, не преобразует реальное трехмерное пространство, вмещающее человека.
В связи с приведенными характеристиками трех категорий архитектурной формы в теории архитектурной композиции выделены три ее вида: фронтальная, объемная и пространственная. Они отличаются по характеру пространственного расположения составляющих элементов и условиям зрительного восприятия.
Целью архитектурной композиции определяются ее задачи и качественные признаки, а реализация задач и соблюдение признаков осуществляется соответствующими средствами и закономерностями.
Средства архитектурной композиции — это, во-первых, визуальные свойства элементов архитектурной формы, а во-вторых — регулируемые отношения между ними. Закономерностями же построения архитектурной композиции являются условия возникновения художественных качеств архитектурного объекта, т. е. организации элементов в единую, устойчивую для восприятия систему, обладающую эмоциональной выразительностью.
Под выразительностью архитектурной формы понимают способность использованных при ее построении средств обнаруживаться, проявляться во внешнем виде формы при ее восприятии человеком.
Охарактеризовав кратко основные понятия теоретического курса архитектурной композиции, можно перейти к изложению его принципиальных положений, а затем к их практическому освоению через постановку и выполнение ряда последовательных заданий.
Формирование архитектурной композиции начинается тогда, когда приводятся во взаимодействие определенным образом подобранные ее части или элементы архитектурных форм.
Эти составляющие в руках зодчего являются своеобразным набором выразительных средств, потому что каждый привлеченный элемент обладает соответствующими заданным обстоятельствам визуальными свойствами.
Визуальные свойства элементов архитектурных форм, особенно если рассматривать их с учетом бесконечного количества их состояний, да еще принимая во внимание самые разнообразные их сочетания, представляют собой богатейший запас композиционных средств. Именно они используются зодчими при проектировании и возведении зданий, сооружений и их комплексов.
Эти визуальные свойства следующие:
- геометрический вид;
- величина;
- положение в пространстве;
- масса;
- фактура;
- цвет;
- светотень.