Главная композиционная ось Акрополя, совпадающая с геометрической осью Парфенона, выступает как идеальный мысленный путь движения зрителя к храму (рис. 27). К этой оси постоянно приближается действительный путь движения, который обеспечивает восприятие сооружения под небольшими меняющимися углами. В представлении зрителя прочно складывается образ симметрии ведущего объема Акрополя, к которому он причастен, поскольку вся композиция согласуется с его идеальными целЯ1.ми. И этот гармонический образ является наиболее устойчивым и не меняется в восприятии при отклонении от идеального пути движения. Когда конец дороги на Акрополь уходит к северу, к участку, откуда он более .всего доступен, Парфенон теряется из виду, и композиция ансамбля в этом изменившемся положении зрителя дополняется новыми элементами. Видимый центр смещается и< пиргосу с храмом Афины-Ник и, поста в ленным таким образом, что его продольная ось направлена «к центру главного портика Парфенона (этот факт никак не отмечен в гипотезе О. Шуази). Связь -маленького храмика Афины-Ники и устойчивого массива Парфенона прослежена зрителем еще с предыдущих точек восприятия и в данный момент, когда он подходит ж пиргосу и обходит его, она помогает установить пространственное соотношение между Пропилеями и потерявшимся на время из виду Парфеноном, продольные геометрические оси которых расположены параллельно. «Островное» положение храма .Ники па площадке пир.госа еще раз характеризует общий принцип. Композиция, открывающаяся зрителю 33 Пропилеями, не является неожиданной. Огромная статуя Афины, с ее щитом в левой руке и острием копья, сдвинутым вправо, возвращает движение посетителя к Парфенону и согласуется с тем образом устойчивой симметрии «храм — зритель», который сложился у него одновременно с возникновением определенного эмоционального настроя.
Анализу, композиции, воспринимаемой с тонки зрения у выхода из Пропилей на площадку Акрополя, отведено особое внимание в исследованиях. Обычно они развивают концепцию О. Шу- ази о зеркальной симметрии ансамбля, центром которой является статуя Афины. К. Доксиадисом дан точный геометрический анализ симметрии восприятия от точки входа на Акрополь и показано, что открывающаяся уравновешенная картина подчинена определенным углам зрения. Указывая на результаты этих исследований, А. «В. Иконников отмечает, что идея порядка, заложенная в Композиции Акрополя, раскрывалась только с Одной точки, считавшейся, очевидно, главной, раскрывалась «ах только человек входил в пределы ансамбля и бросал на него первый взгляд, причем это впечатление оставалось в принципе незыблемым при дальнейшем движении и восприятии несимметричных панорам. Здесь правильно оценена роль устойчивых зрительных образов в восприятии ансамбля. Но это не доказывает правильности выбора исходной и главной точки восприятия. iC тем же основанием можно сделать предположение о тем большем значении устойчивого образа, отражающего типичную знаковую ситуацию «космической гармонии», образа, складывающегося на дальних подходах и при восприятии из города.
Нельзя, однако, отрицать и возможные тенденции к зарождению зеркальной симметрии в могущественных Афинах во времена Перикла, по развитые только в Риме. Формальные предпосылки к этому (были и в том, что Пропилеи были входом прежде всего на саму площадку Акрополя, где происходили массовые религиозные церемонии. IB признании этого факта было бы неверно усматривать непоследовательность концепции, если видеть в Афинском акрополе не просто «блестящее выражение конечной цели развития классической греческой архитектуры», но воплощение эпохи со всеми ее столкновениями и тенденциями. Понятие последовательного образа имеет, вероятно, более широкое значение, включающее историческую преемственность в формировании принципов композиционной организации.
Попытаемся теперь восстановить целостное впечатление о композиции Афинского акрополя. Для этого проследуем по пути Панафинейской процессии, собиравшейся когда-то на афинской агоре и шествовавшей на Акрополь к восточному входу Парфенона.