Жилой район Геккерт, построенный в 70—80-х годах в Карл-Маркс-Штадте,— один из крупнейших в ГДР. В художественную концепцию района вошел комплексный цветовой план. Авторы подчеркнули топографическую специфику района, его функциональные центры, своеобразие отдельных жилых участков. Цвет фасадных плоскостей собирается в протяженные ломаные ленты в соответствии с изгибами рельефа, нарушающие привычную внешнюю структуру отдельных зданий. Значительным массам объединяющих цветов противопоставлены точечные цветовые акценты общественных зданий. Структура полихромии, разработанная на стадии градостроительного решения района, позволила полнее раскрыть его пространственно-художественную идею. Наибольшую долю в цветовой палитре района занимает цвет бетона, хроматический же компонент появляется за счет отделки панелей крошкой местных минералов черного, порфиро-красного и белого цветов, связывающих жилой район с местным ландшафтом. Вводится и частичная покраска панелей, изменение которой позволит со временем добиваться цветовой динамики фасадов.
В этом районе, пожалуй, впервые в практике крупнопанельного домостроения авторы рискнули избежать цветового подчеркивания пластической характеристики фасадов и использовали полихромию как средство, преобразующее монотонные фасады. Полихромия создает на фасадах, казалось бы, случайный для отдельного здания рисунок, но в целом связывает элементарную геометрию зданий с пластикой местности, вносит элемент иррационального, столь желательный в композиции, построенной из одинаковых форм. Этот пример говорит об освоении тенденции цветовой независимости массовой архитектурой.
Аналогичные примеры можно наблюдать в новом районе Будапешта Киш-Пешт, в жилом районе Вроцлава «Нови двор», в новостройках других стран. Широкое распространение эта тенденция получила в нашей стране, например, в микрорайонах Зеленый луг-7 и Серова-1 в Минске, Сокол-1 в Днепропетровске, в Юго-западных кварталах Ленинграда, в районе Киева Троещина.
Поддерживая эту тенденцию, заметим, что в большинстве случаев ее конкретная художественная интерпретация не удовлетворяет. Если «тектоническая» полихромия даже в посредственном исполнении не вызывает протеста, что обусловлено историческим опытом, то «атектоническая» полихромия, привлекающая внимание новизной приема, требует безупречного исполнения. Лишь в этом случае она способна стать художественно убедительной и по-настоящему завоевать право на существование.
А теперь обратимся к другой тенденции современной цветовой культуры — общей активизации цветовой среды. Тенденция эта не может заявить о себе в полный голос, если не воплотится в архитектуре — главном цветоносителе искусственно создаваемой среды. Проследим ее вначале на примере жилого комплекса, а затем целого города.