Основы стилеобразования модерна в архитектуре Украины (конец XIX – начало ХХ вв.)

Стилеобразование модерна в архитектуре Украины имело ряд особенностей. Так, стадии становления и развития модерна на Украине отличались хронологическим запаздыванием в сравнении с городами Западной Европы и России, откуда он был заимствован.

На Украине только во Львове стадии раннего и позднего модерна существовали последовательно, тогда как в Киеве и особенно в Харькове они существовали одновременно. Одновременное существование стадий раннего и позднего модерна в архитектуре  приводило к эклектизму постройки.

Вследствие нарушения цикличности развития стиля модерн в центрах Украины невозможно указать на прямую зависимость существования определенной разновидности модерна в архитектуре от хронологического периода, поскольку ранняя и поздняя стадии существовали в сжатые сроки одновременно. Здания стиля модерн на Украине отличаются сочетанием местных традиций и многочисленных внешних влияний со стороны сразу нескольких центров вне территорий Украины.

Влияние архитектуры модерна Петербурга и Москвы на архитектуру модерна Киева и Харькова нашло выражение не только в подобии примеров решения внутренних пространств, элементах, типах декора, но и в типах композиции главных фасадов. Как и в доходных домах Москвы и Петербурга, в доходных домах Киева, Харькова, Одессы и региональных центров модерн носил в основном характер «фасадного стиля», а планировка подчинялась не принципам модерна, а принципам проектирования экономичного доходного жилища.

Количество осей на фасадах рядовой застройки стиля модерн во Львове, Киеве, Харькове зависело от таких составляющих, как особенности застройки конкретного города, размеры и пропорции земельних участков и зависимость длины фасада от длины участка по фронту; стилевая преемственность или ее отсутствие; направление заимствований семантических признаков модерна и типы композиций в тех центрах, откуда происходило заимствование.

В Киеве и Харькове композиционные влияния шли одновременно из Петербурга и Москвы, причем влияния симметричных композиций фасадов домов модерна – из обоих городов, асимметричных, менее численных, – из Петербурга. Внешние заимствования при попадании на местную почву трансформировались в соответствии с региональными традициями, тем более, что предшествующие стили классицизма и историзма-эклектизма тяготели к симметрии.

Несмотря на родство форм элементов и декора – носителей семантики модерна в объектах Украины, Западной Европы и России, – а также преемственность архитектуры модерна на Украине с предшествующим историзмом-эклектизмом, существовали специфические признаки в отдельных элементах архитектуры модерна Украины.

К определяющим признакам стиля модерн на Украине относятся:

  1. проявление семантики модерна на уровне как можно большего числа составляющих элементов фасада; динамизм асимметричной композиции; активный силуэт;

  2. мелкий масштаб или разномасштабность;

  3. форма (криволинейная, треугольная, прямоугольная, трапециевидная, композитная);

  4. декор (геометрический, фитоморфный, зооморфный, антропоморфный, тератологический) в характере модерна;

  5. планировка (с наличием связи между внутренним и внешним пространством, криволинейными помещениями, перетекающими внутренними пространствами, открытыми внутренними пространствами с криволинейными лестницами).

Характерные признаки объектов украинского модерна заключались в следующем: проявление семантики модерна на уровне стены, стены и завершения или на всех уровнях; динамизм асимметричных композиций; активный силуэт с башенными верхами; форма (криволинейная, треугольная, трапециевидная, композитная); декор (геометрический, фитоморфный, зооморфный, антропоморфный, геральдический); планировка с применением средств трансформации помещений.

На Украине сформировалось два крупных ареала распространения памятников модерна – на территориях бывшей Австро-Венгерской империи и на территориях бывшей Российской империи с доминированием внут ри этих массивов интернациональных мотивов в архитектуре, родственных или архитектуре модерна городов Западной Европы, или архитектуре модерна Петербурга и Москвы.

Обоснованием для выделения в пределах Украины двух крупных массивов модерна является административно-территориальное деление того периода, которое обусловило связь с определенными центрами модерна на территории Украины, а также политическое устройство внутри империй, их экономическое развитие и развитие отдельных городов, круг приглашенных архитекторов.

Западноукраинские архитекторы не работали на территориях Российской империи, так же как и архитекторы с территорий, подвластных России, не работали на Западной Украине. В то же время в пределах каждого массива модерна «творческие миграции» архитекторов происходили достаточно активно, даже приглашались иностранные архитекторы. На характер модерна в пределах каждого массива сильно влияло и то, где архитекторы получали образование и стажировались.

В границах каждого из двух массивов выделяются основные и региональные центры концентрации объектов стиля модерн (которые воспринимали традиции модерна через основные центры, в том числе и путем приглашения известных архитекторов). Вследствие многочисленных внешних заимствований и интернационального влияния традиций всех разновидностей модерна в архитектуре (кроме национальноромантического украинского) эти традиции воспринимались одновременно из многих центров; с одними внешними архитектурными центрами модерн Украины связан композицией, с другими – элементами и декором, с третьими – и композицией, и элементами, и декором.

Были выявлены основные средства архитектурной выразительности фасадов объектов модерна на уровне композиции фасада (асимметрия, развитый силуэт) и структурных элементов фасада (крыша, стена, декор, фактура). В архитектуре модерна на Украине можно выделить два основных направления: первый, органически связанный с мировыми европейскими архитектурными тенденциями и проявлениями в основных центрах (Львов, Киев, Харьков, Одесса), и второй – провинциальный, с большим массивом архитектурных сооружений с применением мотивов и элементов модерна, оформительскими приемами.