Работа над полихромией Вестра-Флеминсберга

В жилом комплексе Вестра-Флеминс-берг близ Стокгольма художник Г.Маркус предпринял попытку рассмотреть хорошо известную нам архитектуру из крупных панелей в качестве носителя художественной идеи. Комплекс состоит из восемнадцати 8—12-этажных многосекционных зданий. Фасады обработаны алюминиевыми пластинами, окрашенными в стойкие цвета. По мнению Маркуса, в современном мире существует разрыв между эстетической потребностью человека и эстетикой массового жилья, однако он предпочитает не обращаться к социологическим опросам, считая, что жители не могут принести пользу проектировщикам. Ведь существуют сотни красивых цветов, вызывающих разнообразные реакции. При решении цветовой среды комплекса Г. Маркус пытался создать яркий пестрый ковер, вызывающий эмоциональные реакции жителей. Хотя художник не отрицает важности изучения природных, социологических, экономических и культурных факторов при разработке любой градостроительной программы, он не апеллировал к мнению жителей, а принял решение на основе собственного опыта и интуиции .

Работа над полихромией Вестра-Флеминсберга началась с изучения пространства и расстояний между зданиями, форма которых была уже известна. Затем была разработана палитра, включившая 15 цветов от фиолетового до пурпурно-красного одинаково высокой насыщенности, а также белый и два светло-серых. Комплекс затеняется с севера, и красный, синий и фиолетовый цвета на северных фасадах могли бы показаться слишком темными, поэтому были использованы белый и светлосерый. На южных, западных и восточных фасадах — хроматические цвета. Большему расстоянию соответствовала более широкая цветовая гамма, меньшему расстоянию — более узкая.
Известно, насколько трудно воплотить художественную идею в современной массовой архитектуре. Проектировщики стали задумываться над цветом стен своих зданий, но цветовым образом городов в целом они пока не озадачены. Г. Маркус обращает внимание на то, что в планах развития шведских городов учтено множество факторов: от количества ванн до частоты браков между жителями, а визуально-эстетические аспекты оставлены без внимания. Он убежден, что при проектировании городов будущего неизбежно потребуется помощь художника. Жилой комплекс Вестра-Флеминсберг — прообраз такого сотрудничества. Вызывает симпатию страстное, но несколько наивное стремление к преобразованию цветовой среды города. Перенос достижения современной цветовой культуры в архитектуру — пример одностороннего профессионального действия.