Загородные усадьбы

Удивительную страницу в историю российского градостроительного, архитектурного и ландшафтного искусства вписали дворянские усадьбы, схожие между собой и одновременно неповторимые благодаря тонкому умению их создателей выбрать местоположение и облагородить природную среду.

Обширные комплексы, включавшие обычно дворец, флигеля, хозяйственные дворы, парадные дворы, парки, пристани на прудах и реках и т. д., формировались в рамках описанных выше схем. К их числу принадлежит знаменитое Архангельское — подмосковная усадьба Голицыных, а затем Юсуповых (1780-е, де Герн, восстановление и достройка после 1812 г. С. Мельникова, О. Бове и др.). Въезд в обширный парадный двор был оформлен в виде триумфальной арки с летящими Славами, вписанной в просвет между двумя флигелями; боковые стороны двора представляли собой сквозные колонные галереи. По оси двора расположен двухэтажный дворец с четырехколонным портиком; с противоположной стороны здания — выступ ротонды главного зала с круглым бельведером над ним. От террасы, украшенной статуями и вазами, раскрывается перспектива партерного сада, уступами спускающегося к Москве- реке, и заречные просторы.

В этой типологической группе особое место занимают здания центрического типа, обращенные к парку всеми четырьмя фасадами. Генетически эта композиция восходит к вилле Ротонда А. Палладио и ее английским модификациям. Особенность структуры — повышенный объем центрального зала, освещенного верхним светом. Этот прием разрабатывается многими архитекторами: И. Старовым в усадьбе А. Г. Демидова Тайцы под Петербургом (1774— 1778), М. Казаковым в усадьбе Петровское-Алабино (1775—1785), А. Воронихиным в даче Строганова в Петербурге (1795—1796) и т. д.

Развитием приема было сочетание центричного объема с боковыми флигелями и соединительными галереями, которое в свое время также «показал» А. Палладио. Так скомпонован Павловский дворец под Петербургом (1782— 1786, Ч. Камерон), дворец Завадовского в Ляличах Брянской губ. (конец XVIII в., Д. Кваренги), а также путевой Петровский дворец в Москве (М. Казаков, 1775—1782).

Закончим характеристику загородных резиденций одним из самых фантастических замыслов Екатерины II — дворцом в Пелле (И. Е. Старов). На берегу Невы, у порогов, была создана композиция из главного дворца, шести квадратных в плане малых дворцов, двух служебных зданий и шестнадцати домиков для придворных служащих. Поставленные в парке на довольно больших расстояниях, соединенные между собой прямолинейными или дугообразными аркадами и галереями, здания образовали сложную пространственную систему, развернутую к реке почти 600-метровым фасадом. Строительство, начатое в 1780-е гг., было прекращено по приказу Павла I, а камень был использован для Михайловского замка.

Каменные и деревянные дома средних дворянских усадеб возводились с намерением уподобиться знаменитым образцам. Нередко это намерение сводилось к украшению дома более или менее правильным портиком. Умело выбранное местоположение и обязательный парк превращали эти скромные сооружения в подлинные произведения архитектурного искусства до сего дня сохранившие свое очарование.