Храмы относились к культовым сооружениям. Основной план храма состоял из следующих частей: святилище, наос и обширный двор.
Святилище — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вход в эту часть храма был запрещен. Вокруг святилища располагались служебные помещения. Оно почти всегда имело прямоугольную форму и было украшено только рельефами или надписями.
Святилище иногда оставалось совершенно пустым, но обычно в нем находился какой-нибудь предмет или символ — ковчег, священная ладья или жертвенный стол. Встречались святилища, высеченные из цельного гранита.
Перед святилищем располагался наос — зал для людей знати. В создании этого гипостильного (т. е. многоколонного) зала раскрывалось творчество и мастерство архитектора. Трудность заключалась в освещении зала. В стенах этого огромного помещения никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных, и благодаря этому свет проникал между колоннами. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Но эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.
Ограждение между гипостильным залом и двором представляло собой стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутреннее помещение храма. Позднее такая стена стала заменяться колоннадой.
Передний двор был окружен двойным или тройным рядом портиков (галерея, образуемая колоннами). Перед входом в храм стояла высокая массивная стена, разделенная дверью на два гигантских устоя-пилона. Передняя часть пилона была покрыта рельефными рисунками. В ночное время при мигающих огнях факелов создавалось впечатление, что изображения на стенах пилонов оживали. Пилоны поверху заканчивались карнизом.
Перед пилонами устанавливали скульптуру и мачты с вымпелами. Они украшали фасад пилонов и располагались симметрично по сторонам от входа. Начиная с V династии эпохи Древнего царства но бокам входа стали устанавливать обелиски с именами основателей храма. В эпоху Среднего царства высота обелисков увеличивается, достигая 20,5 метра. В эпоху Нового царства высота обелисков еще более увеличилась и достигла 37 метров.
Всю композицию храма завершал двойной ряд скульптурных изображений овнов и сфинксов. Самая длинная такая аллея соединяет Карнакский и Луксорский храмы.
Планы храмов были четкими и простыми. Одна из главнейших задач, которая стояла перед зодчими, — создать и храмах атмосферу присутствия сверхъестественных сил, божества.
Этого эффекта архитекторы достигали простейшими приемами: движение верующих по аллее к храму проходило под суровыми взглядами овнов и сфинксов, затем через узкую и маленькую дверь в массивных стенах-пилонах они попадали в открытые дворы, которые чередовались с большими залами, где огромные колонны поддерживали потолок. По мере приближения к святилищу уровень пола повышался, потолок опускался ниже, темнота сгущалась, священный символ был окружен сумраком.
Египетский храм никогда не являлся законченным сооружением. Дело в том, что с приходом каждого нового фараона к власти храм перестраивался, увеличивался. Фараоны перестраивали дворы и крытые залы, строили новые дворы, ставя перед ними новые пилоны.
Каждая пристраиваемая часть храма носила имя нового фараона, но этим записям нельзя доверять, так как фараоны имели привычку уничтожать имена предыдущих фараонов и заменять их своими. При таком разрастании постройки от простого и четкого первоначального плана ничего не оставалось, план усложнялся и сооружение приобретало громадные размеры.
Одним из таких храмов является Карнакский, известный храм Ипет-Исут, храм бога Амона, построенный в период Нового царства. Свое название он получил от расположенной рядом деревушки Карнак. Этот знаменитый комплекс храмов занимает площадь более трех гектаров.