Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.)

Церковь Вознесения в Коломенском
Церковь Вознесения в Коломенском

Самый первый ученым из храмов, который завершался четвериком. Архитектор Алевиз Новый. Ему удается соединить итальянские и русские черты. Это одна из самых выразительных церквей. Соединяется несколько заимствованных из дерева приемов.

Храм стоит на каменном подклете. Вокруг храма гульбище с 3 крыльцами. Гульбище взято из арх русского севера. Четверик — крещатый. В уровнях карнизной тяги — пилястры. Выше — переход от четверика к восьмерику за счет горки кокошников.

Внутри них скрыты тромбы. Общий тип композиции — восьмерик на четверике, храм шатровый, с гульбищем и подклетом. Не так давно храм был покрашен в белый цвет.

Во время его существования он был красный кирпичный. Оконные проемы узкие. В навершие шатра — главка с плоским перекрытием купола. Храм посвящен Ивану Грозному. На гульбище был устроен царский трон. Храм поставлен на возвышенности, хорошо воспринимается издалека. Конструкция столбов — простая.

Алевез Новый устраивает деревянную крышу для гульбища. По периметру гульбище опоясывает постамент, стенки которого украшены ширинками — нишами, уходящими вглубь ступеньками. Сложно выполнен крещатый четверик. Каждый угол акцентирован выступающими пилястрами. Появляется новый для зодчества прием, напоминающий щипцы — стрелы. Соответственно в центральных пряслах стрелы больше, в боковых-уже. Это предает стремительность храму вверх. Вертикальные пилястры, стрелы, горки килевидных кокошиков, прерывистая горизонтальная тяга, выше оконные проемы по сторонам света, а диагональные оконные проемы — ниши. Углы восьмерика оформляют пилястры. Цельного карниза над восьмериком нет. Вверху восьмерика, по сторонам — парные кокошники. Выше идет восьмиграный шатер.

Восьмерик завершает приземистая главка. Прослеживается преемственность деревянной архитектуры. Храм имеет подклет, здесь должна была располагаться казна. Внутри храм очень компактный. Алтарь в пространстве никак не выделен.

Для облегчения нижних ярусов, в интерьере появляются пилястры. Переход в интерьере от четверика к восьмерику прослеживается. Шатер от восьмерика отделяется небольшой горизонтальной тягой. Шатер прерывается в верхней трети восьмигранной купольной конструкцией. Росписей в храме не было. На верхнюю главку есть подъем по восьмерику. Храм подобной конструкции — один из первых.

Нижняя часть заделана с большим запасом прочности. Стены очень толстые. В плане заметна кривизна в крыльцах.