В зажиточных семьях по мере их роста к основному дому обычно прирубались пристройки. Иерархия членов семьи приобретала, таким образом, наглядное выражение в величине и отделке частей жилого комплекса.
Один из первых каменных домов Пскова, принадлежавший семье богатых купцов Погашенных, имеет огромные по тем временам размеры и конфигурацию «покоем». Трехэтажная часть, господствующая в жилом комплексе, предназначалась для главы семьи, а двухэтажная — для старшего сына. К его палатам примыкали одноэтажные хозяйственные помещения, где находилась поварня.
На базе трехчастной традиционной жилой ячейки начинает формироваться тип богатого посадского дома «глаголем». Начальную стадию развития таких каменных палат можно наблюдать в домах Меншиковых в Пскове. К первым их палатам со временем пристраиваются под углом вторые, сохраняющие ту же трехчастную планировку. В каждую часть дома, получившего форму «глаголя», вело свое красное крыльцо.
Аналогичен по композиции и дом Печенко в Пскове, относимый ко второй половине XVII в. Однако здесь присоединение новой части дома осуществлено не столь прямолинейно, а с помощью угловой палаты. Жилые дома «глаголем» удобно размещались на участке и позволяли выделять парадные и жилые комнаты в зажиточных семьях, которые во всем стремились подражать феодальной знати.
Каменное жилое зодчество не только совершенствовало привычные плановые схемы, но и использовало традиционные приемы пропорционирования. В ходе сложения типологических схем, отвечающих требованиям нового строительного материала — кирпича, вырабатывались и приемы согласования их размеров. Мастера по-прежнему применяют взаимосвязанные, по принципу вписанных квадратов, размеры для определения всех основных габаритов палат. Как правило, зодчие главную квадратную палату принимали за своеобразный масштабный эталон. Размеры стороны этого квадрата, диагонали вписанного в него квадрата служили для определения исходных размеров. Древнерусские мастера в ходе возведения здания как бы извлекали каждый последующий размер из уже имевшихся или намеченных частей плана, в основе которого лежал масштабный эталон. Поэтому часто высота подклета принималась равной стороне вписанного квадрата (половина стороны описанного), а высота основного жилого этажа — равной диагонали вписанного квадрата (половина диагонали описанного)
В монастырях формируется секционный тип жилья. При замене в богатых обителях деревянных келий каменными принцип их планировки, как правило, сохранялся неизменным. Распространенными схемами были две: с сенями при каждой келье и с общими сенями для двух келий. Характерно устройство двух входов в сени: парадного и черного, который выходил на хозяйственный двор и огороды. Корпуса келий обычно строились в два этажа. Вначале второй этаж нередко рубился из бревен и повторял планировку первого. На второй этаж из сеней вели внутренние лестницы, а иногда — деревянные наружные. К секционной планировке жилья прибегали и в гражданских зданиях.
Возникновение «всероссийского рынка» и расширение торговли, в том числе с зарубежными странами, сопровождалось строительством гостиных дворов. В центре торговой жизни Москвы — Китай-городе — сооружается зодчими А. Корольковым и Д. и Л. Костоусовыми Новый Гостиный двор (1661 — 1665 гг.). С 1667 г. начинаются проектные работы по сооружению Гостиных дворов в Архангельске, единственных тогда «морских воротах» России.
Сложный комплекс, состоявший из обособленных гостиных дворов для русских и иностранных купцов, между которыми размещалась торговая площадь, строился уже по чертежам. Гостиные дворы были обнесены стенами с башнями. На торговую площадь, где стояли церковь, приказная палата и «важня» (весы), попадали через проездную башню. По периметру дворов располагались двухэтажные корпуса с однотипными ячейками. На первых этажах корпусов находились склады, на вторых — жилые помещения, в которые вел вход из общей галереи. Ансамбль в Архангельске знаменует начало формирования в городах административно-торговых центров. Усиление государственной власти в ответ на народные бунты и восстания, крестьянскую войну под предводительством Степана Разина (1670—1671 гг.) вынуждало самодержавие строить в городах съезжие избы, воеводские и приказные палаты. Расширение административных функций привело к необходимости строительства в Московском Кремле нового здания Приказов (1675—1680 гг.) на месте старого обветшавшего.