Большая мечеть Улу Джами

Турецкая архитектура Средневековья испытывала значительное влияние византийской архитектурной традиции. Турецкие зодчие применяли вслед за византийцами усложненные формы купольных конструкций, одновременно привнося свою трактовку, характерную для исламского мира.

Так, мечеть Улу Джами в Бурсе, или Большая мечеть, представляет собой колонную мечеть со сложной системой куполов, построенных по принципам византийских сводчатых систем. Наиболее замечательными памятниками культовой архитектуры ислама в Турции являются большие мечети Стамбула. Перед глазами турецких строителей всегда находился собор св. Софии в Константинополе (Стамбуле).

Его грандиозные размеры и огромное внутреннее пространство, освещаемое солнечными лучами, производили неизгладимое впечатление. Это не могло не сказаться на желании возвести что-либо подобное. В Стамбуле за недолгих два с половиной века возводится несколько больших мечетей по образу собора св. Софии.

Так, во второй половине XV в. строится мечеть Фатих Султаном Мехмедом И, в 1463-1471 гг. — мечеть Магомета II, в 1545—1548 гг. — мечеть Шехзаде, в 1550—1557 гг. возводится мечеть Сулеймание — мечеть Сулеймана Великолепного и даже в 1609—1616 гг. мечеть Султанахмет, или Голубая мечеть. Используя основные конструктивные приемы св. Софии, турецкие строители вносят свои изменения.

Так, система полукуполов, которая использована в соборе св. Софии только по двум сторонам, в стамбульских мечетях распространена на все четыре стороны здания. Интерьер освещается через множество отверстий в куполах, что создает эффект солнечной пелены под куполами и размывает их очертания.

Той же цели служит множество светильников, которые подвешены очень низко. Когда они зажжены, подкупольное пространство таится в полутьме. Богатая орнаментация всех стен и опор создает тот же эффект иррациональности окружающего пространства. Особенно впечатляет интерьер Голубой мечети, отделанный изразцами и голубым фаянсом, от которого и пошло название мечети. Свет отражается от голубых стен, переливающихся нежными оттенками. Эффект неопределенности пространства в этой мечети особенно силен.

Неотъемлемая часть композиции мечети — минареты, которые превращают город в лес тонких вертикальных столбов с конусовидным завершением. Такое количество вертикалей напоминает композицию колонной мечети в Кордове, только в больших размерах.

Хотя архитектура Средней Азии имела глубокие доарабские корни, приемы строительства мусульманского мира оказали на нее значительное влияние и стали преобладать в строительстве. Наиболее яркими сооружениями средневекового государства Тимура стали медресе и мавзолеи. Площадь Регистан в Самарканде, застраиваемая с XV по XVII вв., образована тремя медресе: Улугбека, Шер-Дор и Тилля-Кари.

Планы медресе отражают свойственную исламской архитектуре открытость помещений во внутренний двор. Однако главными в них являются большая ниша центрального входа и минареты по бокам или по четырем углам зданий. Огромный портал с нишей как бы втягивает человека внутрь здания и одновременно сообщает о пространственном решении композиции входа.

Пространство пронизывает внутренний двор, который окаймлен множеством глубоких и одинаковых ниш, создающих ощущение пространственного орнамента, — привычный прием мусульманской архитектуры. Пространственное решение прочитывается и в композиции площади, которая окружена с трех сторон большими порталами-нишами. Таким образом, внося свои композиционные приемы, архитекторы Средней Азии преследовали ту же цель — сформировать пространство с полной дематериализацией конструктивных масс сооружения.

Средневековая Бухара и Хива отмечены также замечательными архитектурными ансамблями: мавзолей Буян-Кули-хана, мавзолей Сайфеддина Бохарзи, минарет Калян, мавзолей Исмаила Самани, крепость Арк, комплекс Пахлаван Махмуда, мавзолей Сеида Алауддина в Хиве.

Если говорить об архитектуре мусульманского периода в Индии, то совершенно очевидно, что взаимное проникновение традиций создало здесь совершенно новый феномен зодчества. Массивность индийской архитектуры в сочетании с мусульманскими приемами строительства и орнаментики легла в основу замечательного памятника — Тадж-Махала в Агре.

По своему назначению это гробница. При взгляде на план сооружения видно, что в нем превалируют большие массы стен. Помещениям оставлено очень мало объема. Тем самым как бы отдана дань индийским массивным сооружениям более раннего периода. Вместе с тем внешний вид, который играет главную роль, имеет элементы пространственной проработки. Стены прорезаны множеством ниш.

Здание увенчано мусульманским куполом, а рядом размещены минареты. В общей композиции доминируют пространственные решения.

Славное приобретение индийской архитектуры — это внутреннее пространство в религиозных памятниках и особенно в дворцовой архитектуре, что подтверждается многочисленными фортами с их дворцовым строительством (форт Амбер, Красный форт, дворцы Агры и Джайпура, а также застройка Фатехпур Сикри). Вторым немаловажным приобретением стало использование мусульманских ордерных систем, которые обрели черты и декоративное убранство, свойственные индийскому зодчеству.

В китайской архитектуре заимствования заметны меньше, поскольку традиции Китая в строительстве всегда сводились к стремлению сделать сооружение легким и пронизанным внешним пространством. Традиционное здание Китая почти всегда открыто в прекрасный сад или отделяется от него временно, в случае непогоды, очень легкими конструкциями. Это способствовало более свободному восприятию схожей идеологии строительства ислама.

Поэтому китайская архитектура не претерпела глубинных изменений, а только усилила акцент на слиянии внутреннего и внешнего пространства в своих сооружениях.