Практически связь прагматической и эстетической оценки проявляется в нескольких аспектах. Так, от утилитарной значимости функции, связанной с объектом среды, во многом зависит внимание к его архитектурной форме.
Это, в частности, было показано анкетным опросом, проведенным в одном из микрорайонов Ленинграда архитектором С. И.Соколовым. Даже крупные и относительно выразительные формы не назывались опрашиваемыми в качестве ориентира, если они не были связаны с какой-то общественной функцией.
Кроме того, утилитарные качества среды, ее комфортность могут влиять на психотоническое, а опосредованно — и на эстетическое восприятие среды. Вот один пример.
С точки зрения планировки Всемирная выставка в Чикаго 1933 г. потерпела неудачу. Она была чересчур обширной, чересчур расползшейся, чересчур неорганизованной. Посетитель искал направления и ориентиры, он хотел понять, где он находится, куда он идет и как он сможет вернуться назад…
Он попросту хотел понять план выставки и приноровиться к нему. Потерпев в этом неудачу, он чувствовал себя затерянным и часто больше не приходил. В данном примере связь с эстетикой оказалась самой непосредственной, поскольку утилитарно требовалась организованность формы, а это, как уже говорилось — и эстетическое требование. Мы встретимся и с другими случаями, когда утилитарно полезные качества формы оказываются важной предпосылкой ее эстетического восприятия.
Тесная связь прагматической и эстетической оценки среды и, в частности, архитектуры отмечается рядом исследователей — А. Иконниковым, М. Березиным, Кр. Норбер-Шульцем и др. Первичный уровень информации, заключенный в произведениях архитектуры, — пишет А. Иконников, — должен отвечать целям практической ориентации, сообщая об организованной системе, с которой связана архитектурная форма, и о тех пространственных связях, которые этой системой обусловлены…
На более высоком уровне язык архитектурной формы должен влиять на то, как формируется отношение человека к жизни, на образование фонда устойчивых ценностных ориентации и психологических установок, определяющих общий характер поведения человека. На этом высшем уровне знаково-коммуникативное качество произведения архитектуры неразрывно связано с эстетическим.