Градостроительство Петербурга конца 18 века характеризуется созданием крупнейших градостроительных ансамблей:
- Адмиралтейство архитектора Захарова
- Казанский Собор архитектора Воронихина
- здание Биржи архитектора Тома де Томона
Каждый из этих анасмблей формирует большие парадные, строгие композиции, включающие площади, колонады, подпорные стенки, металлические решетки.
Градостроительная роль нового здания Адмиралтейства огромна. Здание замыкает перспективу 3-х главных улиц города.
Казанский собор Воронихина украшает Невский проспект, на который выходит колонада из 92 колонн, образуя перед собором широкую площадь.
Биржа Тома де Томона формирует стрелку Васильевского острова, создавая панораму Невского берега напротив Зимнего дворца.
Победоносное завершение войны 1812 года обусловило грандиозные градостроительные работы по превращению Петербурга в парадную столицу империи. Начались работы работы по созданию величественного центрального ансамбля города. Была организована специальная комиссия, которую возглавили Стасов и Росси.
Карл Росси — автор грандиозной Дворцовой площади (1819 – 1829 гг.), ограниченной зданиями Главного штаба, в центре которого находится арка, связующая дворцовую площадь с Невским проспектом.
Он же автор Михайловского дворца с Михайловской площадью (1810-1825 гг.). В конце 19 века в этом здании разместился знаменитый Русский музей.
Росси автор Сентатской площади, здания Сената и Синода, автор знаменитого театрального ансамбля Александринского театра (1816 – 1878 гг.), дворцово-паркового ансамбля на Елагинском острове (1812-1822 гг.).
При решении фасадов К. Росси использует повторения мотивов колонад, лоджий, портиков, большое количество скуьптуры. Величественные ансамбли К. Росси – это расцвет Русского классицизма.
Совместно со Стасовым К. Росси учавствовал в работе по реконструкции Марсова поля и Михайловского дворца, объединив их в единый градостроительный ансамбль.
Стасов автор таких построек:
- Павловские казармы на Марсовом поле;
- придворные конюшни на Мойке;
- Триумфальные ворота у Нарвской и Московской застав Петербурга;
- Троицкий и Преображенский соборы;
- отделка интерьеров собора Смольного монастыря.
Стасов строил много жилых домов.
Самыми выдающимися произведениями позднего классицизма стали Исакиевский Собор и Александровская колонна на Дворцовой площади. Оба сооружения возведены по проекту архитектора Монферана и при участии других ведущих архитекторов столицы.
Эти объекты завершили центральные ансамбли Петербурга.
Александровская колона (1829 – 1834 гг.).
Александровская колона – гражданский монумент в честь победы в войне 1812 года.
Высота колоны – 47.5 м, колонну венчает фигура ангела. Сам ствол колонны сделан
из единого гранитного монолита, его установка на площади сама по себе являлась
достижение инженерного искусства.
Исакиевский собор (1818-1858 гг.).
Огромный купол сробора диаметром 21.8 м возвышается над окружающей застройкой и виден со всех точек города. Все четыре фасада собора оформлены 8-колонными портиками. Перед собором образуется Исакиевская площадь, переходящая в Сенатскую площадь.
В построении объемов, в пропорциях ощущается несоразмерность и грузность всей постройки, что указывает на характерный признак упадка классицизма.
Неотделимой частью центра Петербурга стала пристань со сфинксами у здания Академии художеств по проекту архитектора К. Тона.
Начиная с 30 годов 19 века появляются первые признаки распада архитектуры
классицизма, разобщения ее технического, утилитарного (функционального) и
художественного начала. Возникает деление архитектуры на “высокую” и “низкую”.
Такие тенденции вели к снижению художественных требований к архитектуре.
Канонизация принципов архитектуры и беспринципное использование достижений
античности, средневековья и Возрождения привели к распространению
стилизаторства и эклектики.
- Основные градостроительные ансамбли Петербурга в период русского
классицизма. - Основные центральные ансамбли Петербурга начала 19 века. Творчество К. Росси
и В. Стасова.