Влияние европейской культуры на формирование архитектурных стилей в XVIII-XIX вв.

Начиная с XVIII в. усилились связи России с Европой. Зодчие, командированные Петром I во Францию и Италию, изучали памятники Парижа, Рима, Венеции, которые, безусловно, вдохновляли архитекторов на создание новых произведений у себя на родине.

Особенно ярко это проявилось в застройке новой столицы, где прослеживаются три стилевых направления:

  1. петровское барокко;
  2. русское барокко;
  3. русский классицизм.

Их характеристики рассматриваются в следующих разделах. Еще в петровскую эпоху осуществлялись поиски планировки всего города, и в итоге была принята трехлучевая система.

Происхождение лучевых композиций плана Петербурга принято объяснять влиянием лучевых магистралей Рима, Парижа, Версаля. Однако сравнение лучевых улиц барочного Рима, Версаля и Петербурга дает возможность сделать следующее заключение: в лучевой системе Петербурга отсутствует симметрия (главная магистраль — Невский проспект занимает боковое положение, а не центральное).

Лучевые улицы Рима, проложенные между двумя церквями, образуют столь узкий пучок магистралей, что они воспринимаются из центра площади дель Пополо (обелиск) единовременно, т. е. улицы «вытекают» из площади.

Широко расходящиеся петербургские проспекты не позволяют видеть их в целом; они приводят к планировочному узлу — Адмиралтейству. Широкий веер лучей Петербурга нашел полное оправдание в композиции генерального плана города.

Если сравнить «фокус» пересечения магистралей в Версале, то открытая площадь дворца менее выразительна, чем Адмиралтейский шпиль Петербурга.

Архитектурно-градостроительные памятники Италии, восходящие к античному миру, руины которого законсервированы в Риме, безукоризненные площади Ренессанса в Венеции, Виченце, Флоренции — все это вдохновляло целые поколения архитекторов. Италия стала родиной барокко, получившего распространение в Австрии, Франции, Германии, Чехии и других странах.

На смену барокко в Европе на долгие годы пришел классицизм. Его «начатом» считается восточный фасад Лувра. В этом стиле оформлена одна сторона площади Согласия в Париже, создан ансамбль вдоль Сены: Лувр, сад Тюильри, Елисейские поля, площадь Звезды.

Еще один блистательный ансамбль — это Версаль. Не останавливаясь на истории его создания, в настоящее время мы можем увидеть то, что было создано еще в XVII в. для французских королей талантливыми зодчими. В этом дворцово-парковом ансамбле доминирует главный дворец, в котором отражены стили разных эпох: барокко, классицизм, рококо.

Большой талант зодчих проявился в ландшафтной композиции парка. Открытая партерная часть непосредственно примыкает к дворцу, подчеркнута протяженная композиционная ось симметрии системой бассейнов, фонтанов, газонов с формованной зеленью, скульптурами.

В более живописной части парка был построен павильон — Малый Трианон, который по праву считается лучшим классическим произведением. (Здесь останавливался Петр I и, безусловно, вынес те впечатления о Версале, которые побудили его создать не менее прекрасный ансамбль у себя в Петергофе.)

Открытые пространства площадей и бульваров Парижа окружили такие грандиозные сооружения, как Собор Инвалидов, Пантеон, ставшие градоформирующими и мемориальными памятниками французской столицы.

Пантеон производит глубокое впечатление и сейчас не только чистотой классицизма, но той патриотической надписью, которая высечена на его фронтоне: «Великим людям — благодарная Родина»… Кратко и благородно.

Приведенные выше краткие сведения и фото об архитектурно-градостроительных памятниках Италии и Франции помогут уловить некоторую аналогию с русскими постройками XVIII — XIX вв. Анализу многих зданий, выявлению их особенностей и достоинств талантливых зодчих посвящены следующие разделы.