Строительство Парижского собора

Велось быстро. Несмотря на большие масштабы, он был построен почти в те же сроки, что и собор Лана. Принято считать, что церемонию заложения провел папа Александр III, находясь в Париже между 24 марта и 25 апреля 1163 года. Тогда же он освятил хор церкви парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре.и В 1182 году был освящен главный алтарь хора, с 1175 года начались работы по сооружению продольного корпуса, а в 1196 году епископ пожертвовал крупную сумму денег на свинец для кровли главного нефа.12 Одновременно со строительством здания изготавливались скульптуры для его порталов. В 1208 году нижняя часть западного фасада с порталами уже стояла, но башни были завершены только к 1245 году.13

Помимо своей протяженности и большого числа нефов собор в Париже обнаруживает качественные отличия от соборов Нуайона и Лана. Планы этих зданий имеют специфически северный признак, восходящий к нормандской, а в Ланском соборе и к английской архитектуре — крестообразные, благодаря выступающим крыльям трансепта, очертания здания. Архитектор Парижского собора обратился к иной традиции, сложившейся в Иль-де- Франсе и вблизи от него, к архитектуре Сансского и Санлисского соборов, в которых отсутствует трансепт, что позволяет особенно явственно выразить идею непрерывного движения травей с запада на восток. Для архитектора Парижского собора было естественным последовать именно этой традиции, так как парижская епархия подчинялась сансской архиепископской метрополии. Правда, Парижский собор все же имеет трансепт, но он до перестройки XIII века не выступал за пределы продольного корпуса. По образцу сансской архитектуры было организовано и завершение хора. В Сансском соборе хор лишен радиальных капелл, только одна, осевая, выступает из его полукружия. В Парижском соборе первоначально, до перестройки, полукружие хора ограничивала сплошная стена, так что простота и замкнутость внешнего контура здания была в нем абсолютной.14

С собором Лана Парижский собор сближает одна структурная особенность: отсутствие чередования опор в главном нефе. Его стены несут однородные круглые столбы. В Парижском соборе они, как и в соборе Лана, создают быстрый ровный ритм на всем протяжении здания, и, как в Ланском соборе, этот ритм не согласуется с более медленным ритмом шестичастных сводов. Но все же принцип чередования опор, которому следовали Сансский и Нуайонские архитекторы, не был полностью отринут архитектором Парижского собора. В боковых нефах своды опираются попеременно то на круглые столбы, то на столб, окруженный 12 тонкими колонками.

Как и в других северофранцузских храмах второй половины XII века, стена главного нефа Парижского собора была первоначально четырехъярусной. Однако проблему яруса, промежуточного между эмпорами и верхним рядом окон, парижский архитектор решил своеобразно. Место трифория в Парижском соборе занял ряд довольно далеко отстоявших друг от друга оконных роз, забранных каменной решеткой, с несложным узором, имитировавшим спицы колеса. Фоном для этих роз служило темное пространство под крышами боковых нефов. В первой половине XIII века розы были устранены ради значительного увеличения верхних окон, которое можно было осуществить только за счет их расширения и удлинения книзу, так как наверху они упирались в своды. В результате удлинения окон стена стала трехъярусной. Э. Виоле-ле-Дюк восстановил круглые отверстия, а также первоначальные маленькие окна верхнего яруса в трансепте и в двух примыкающих к нему травеях хора и нефа. Правда, ему пришлось сделать розы световыми, оконными отверстиями, потому что в процессе перестройки XIII века крыши эмпор были сильно опущены и участок стены, скрывающий за собой подкровельное пространство, стал слишком узким, чтобы в нем можно было прорезать розы.

Замену трифория розами исследователи связывают с местной архитектурной традицией Иль-де-Франса. Прототип они находят в церкви бенедиктинского аббатства Сен-Жермер-де-Фли, построенной в 30-х годах XII века, где над эмпорами шел ряд изолированных друг от друга прямоугольных отверстий.15 Но парижский архитектор был привержен именно к мотиву розы. Окнами-розами освещены также змпоры в хоре собора. В продольном корпусе окна эмпор имеют обычную, стрельчатую форму.