В конце XIX — начале XX вв. здания зрелищного характера получили дальнейшее развитие: в Москве в 1902 г. по проекту арх. Ф. О. Шехтеля с использованием части старого здания был построен Художественный театр (горельефные вставки на фасаде выполнены скульптором А. С. Голубкиной) ; возведены театры в Киеве, Риге, Нижнем Новгороде, Ревеле, Ярославле, Рыбинске, Туле и других городах.
На рубеже века, помимо театральных зданий обычного типа, начинается и строительство так называемых народных театров и народных домов — зданий нового типа, включавших в себя целый комплекс различных помещений (театральный зал, зал для собраний, библиотеку, читальню, чайную, клубные помещения, иногда своеобразные музеи, спортивный зал и т. д.). Например, в 1901 —1903 гг. в Нижнем Новгороде арх. П. П. Малиновским был построен Народный дом с залом на 1 тыс. человек и помещениями для клубных и художественных занятий ; в 1914 г. в Петербурге было построено здание Народного дома с театром на 2 тыс. зрителей (в советское время оно было переоборудовано в кинотеатр «Гигант»). Крупные народные дома в начале XX в. были сооружены в Ви- чуге, Владимирской губернии, Самаре ит. д.
Строительство народных театров, народных домов, зданий народных чтений и прочих учреждений и организаций было связано с подъемом революционного движения в стране. В представлении либеральной буржуазии и правительства народные дома должны были отвлекать рабочих от политических выступлений. Эти новые по назначению, объемно-пространственной структуре и образу типы зданий привлекали внимание архитекторов и включались в программы конкурсов и темы проектов архитектурных учебных заведений.
Не осуществленным, но характерным примером, свидетельствующим об интересе к такого рода зданиям иного социального содержания даже в официальных учреждениях, является проект здания народных собраний, разработанный арх. М. М. Перетят- ковичем по конкурсной программе Академии художеств в 1906 г. Запроектированное здание имело хорошо продуманный четкий симметричный план и соответствующие ему простые, внушительные объемы.
Получило распространение в рассматриваемый период и строительство цирков. Выработался характерный тип этого здания, как правило, круглого или многогранного в плане, увенчанного высоким куполом, с ареной в центре и многочисленными рядами для зрителей вокруг. Цирки появились в России только во второй половине XIX в., и в них отчетливо проявились черты наиболее массового и, следовательно, наиболее доходного зрелищного капиталистического предприятия. Они обычно строились предельно рационалистично и экономично, нередко в виде временных, разборных, легко переносимых деревянных балаганов.