Медресе Шир-Дор

В то время на средства и по замыслу Ялангтуша создается новый архитектурный ансамбль на площади Регистан. Обветшавшая ханака Улугбека была снесена и на ее месте возводится медресе Шир-Дор. Десять лет спустя на месте караван-сарая Мирзои началась постройка медресе Тилля-Кари, заключившего в свои стены городскую соборную мечеть.

Медресе Шир-Дор, законченное в 1635— 1636 гг., строилось в продолжение пятнадцати лет зодчим Абдул-Джаббаром. Здание, поставленное в ансамбле кош с медресе Улугбека, по замыслу должно было представляться зеркальным отражением последнего. На главном фасаде Шир-Дора воспроизведены формы и пропорции фасада медресе Улугбека в том виде, как он выглядел в то время при повысившемся за два столетия уровне площади, скрывшем основание стен: громадный портал, неглубокие декоративные ниши стен, высокие стройные угловые минареты, купола на барабане. Сходство распространяется и на план, где выдержаны основные размеры и пропорции. В Шир-Доре не повторено лишь вытянутое помещение мечети-аудитории в глубине корпуса медресе Улугбека.

В формах и декоре медресе Шир-Дор много также своих особенностей. Угловые минареты заднего фасада заменены башенками. Дополнительных входов здесь нет, и глухие боковые порталы двора в форме граненой ниши завершаются полукуполами на системе щитовидных парусов. В оформлении главного фасада замечаются: более

дробное членение крыльев, измельченный рисунок орнамента минаретов, упрощенный декор главной арки портала (мозаика жженого и трехдветного поливного кирпича), отсутствие мозаики с резными мраморными вставками. Главная особенность Шир-Дора состоит в мозаиках тимпанов с изображением тигров, ланей и солнечного диска в форме человеческого лица. Этот сюжет послужил основанием для названия медресе «Шир-Дор» (хотя слово «шир» переводится как лев, а не тигр).

Вокруг двора двумя этажами расположены 54 худжры. Два купольных зала в передней части медресе служили мечетью (северо-западный угол) и дарсханой, где помещается могила Мухаммеда Джафара. В двух купольных помещениях в углах заднего фасада жили преподаватели-мудар- рисы. Интерьер расписан многоцветным растительным орнаментом. Меж порталом и минаретами высятся бирюзовые ребристые купола. Своеобразна конструкция полуку- пола дворовых порталов, ганчевая оболочка которых лишь частично прилегает к кирпичной конструкции, а частью подвешена на толстых канатах. Техника мозаичных облицовок упрощена — мозаика собиралась в плиты, которые примораживались отдельными блоками. Глазури желтых и зеленых тонов несколько уступают поливе XV в.

Стройка и отделка медресе Тилля-Кари, замыкающего площадь с третьей стороны, продолжались годами — с 1646 по 1660 гг. Некоторые части здания так и остались незаконченными. Это крупное сооружение ансамбля с квадратным двором соединяло в себе функции медресе и соборной мечети Самарканда. В связи с этим план медресе сильно отличается от общепринятого типа — обычные узлы фасадной части в виде мечети и дарсханы здесь упразднены. Занимающая западную сторону двора городская мечеть в плане представляет собой крестовидный купольный зал с крыльями в виде трехрядных галерей, с куполами на мощных восьмигранных устоях. Во двор обращены четыре портала, из которых выделяется по масштабу пештак мечети. Ее внешний купол не был возведен, но необычайно грузный барабан виден издалека. Второй этаж худжр поставлен лишь по главному фасаду.

В оформлении главного фасада (может быть, единственный раз) самаркандская архитектура XVII в. заимствует приемы бухарской школы — это выразилось в граненом полусводчатом айване пештака и угловых башнях. Арку портала огибает жгут. В декоре главного и дворового фасадов использованы кирпичная и резная мозаика, а также майолика. Ухудшение качества поливного декора заметно по сравнению даже с соседним медресе Шир-Дор. Стены огибает панель из песчаника и мрамора. В помещении мечети над панелью размещены мозаичные панно, а выше стены и купол покрывает богатейшая, хотя и сильно уступающая образцам XV в., роспись кундаль. Отсюда и пошло название постройки Тилля- Кари — «раззолоченная».

Несмотря на разновременность строительства отдельных зданий, ансамбль самаркандского Регистана носит исключительно цельный и законченный характер. Зодчий медресе Шир-Дор создал строго выдержанный ансамбль кош. Перед строителем Тилля-Ка’ри стояла задача замкнуть северную сторону площади, и он ее решил таким образом, что угловые башни медресе находятся на линии минаретов двух других зданий (для этого зодчий удлинил крылья фасада введением четвертой арки). Строители связали отдельные здания системой простых и четких пропорциональных отношений. Фасады медресе Улугбека и Шир- Дор охватывают площадь квадратного абриса, а их высоты укладываются по ширине площади дважды. Строго пропорцио- нированы и фасады этих двух построек, где минареты и пештак лежат на одной горизонтали. Третье здание — Тилля-Кари — отодвинуто относительно двух первых примерно на половину расстояния между ними. Все части ансамбля согласованы в массах и пропорциях.

Ялангтуш-бий и Надир-Диван-Беги состязались в числе и пышности возведенных ими построек. Надир-Диван-Беги возвел в Самарканде мечеть-намазгу (1630 г.), ха- наку при мавзолее Абди-Бирун (1633 г.) и др. Название мавзолея Абди-Бирун произошло от его расположения вне крепостных стен, к юго-востоку от города (бирун — внешний). Это скромная, стройных пропорций постройка с внешним куполом. Оформление интерьера тромпами в виде сомкнутых сводиков и ганчевой штукатуркой интереса не представляет. Фасады выложены из розового шлифованного кирпича. Тимпаны арок главного и двух других фасадов (кроме западного) отделаны резной мозаикой. Постамент и низ барабана выложены мозаикой жженого и поливного кирпича. Под куполом тянется эпиграфический пояс резной мозаики и остатки из- разчатых сталактитов. Кое-где видны остатки бирюзовой облицовки купола.

Зодчие XVII в. употребляют сложившиеся за столетия технические и композиционные схемы, облекая постройки в декоративные одежды прошлого. При бездумном копировании целого и деталей зодчие редко удерживались на прежнем уровне мастерства. Развитие творческой мысли приостановилось перед началом падения.

Не удержались в практике лучшие достижения непосредственно предшествующего времени— прекрасные формы куполов на пересекающихся арках, белые интерьеры, причудливые имитации фигурной кладки и монументальные полотна техники кырма. Но среди построек XVII в. есть и оригинальные по замыслу произведения Магоки-кур- па, грандиозный самаркандский ансамбль Регистан, и шедевры декоративного мастерства— интерьеры медресе Абдулазис-хана. Сохранились такие великолепные произведения резного дерева, как колонны мечети Арабхана в Хиве с трехплановой резьбой у основания ствола и тонким, филигранным узором растительного орнамента.