Род Строгановых был старинным и необычайно богатым. Строгановы иногда помогали царскому двору и пользовались его покровительством. Когда граф С. Г. Строганов обратился к Елизавете Петровне с просьбой разрешить Растрелли построить ему новый дом, императрица дала на это согласие.
После страшного пожара 1736 года Строганов поселился в доме, который стоял на пересечении Невского проспекта и набережной Мойки, рядом с домом придворного повара. Эти строения разделяли широкие ворота. Гофповару такое соседство делало честь, а графа Строганина шокировало. Строганов не мог уговорить соседа продать дом. И только несчастный случай — пожар — помог ему получить весь участок. Растрелли приступил к возведению дома Строганова в 1752 году. Строительство продолжалось два года, и в 1754 году граф переехал в новые апартаменты.
Дворец Строганова, в отличие от других дворцов-усадеб, выходит фасадами на Невский проспект и Мойку и включен в рядовую застройку. Перед Растрелли-архитектором стояли интересные задачи: построить дом для богатого вельможи, не нарушая требований к строениям, возводимым на Невском проспекте; фасад со стороны набережной Мойки должен был быть таким же величественным и торжественным, как и фасад со стороны Невского проспекта. Дом Строганова сохранился до наших дней.
Чтобы лучше рассмотреть дом Строганова, надо перейти по диагонали на противоположную сторону Невского и остановиться у ограды моста через Мойку. (Чугунный мост был построен в начале XIX века вместо старого деревянного. Мост украшают ажурные ограждения и оригинальные светильники. Сначала он назывался Зеленым, потом — Полицейским, ныне называется Народным.
Перед нами парадный фасад, обращенный к Невскому проспекту, нарядно оформленный. Здание трехэтажное, но Растрелли так организовал деление дома по вертикали, что дом зрительно воспринимается как двухэтажный. Основание дома обработано рустами боа вертикальных швов. Второй и третий этажи смотрятся как один.
Второй этаж главный. Плоскость стены на уровне второго этажа прорезана полуциркульными окнами с лучковыми небольшими карнизами — сандриками. Окна третьего этажа квадратные и маленькие. Они освещают комнаты слуг либо служат вторым светом для зала. Окна двух этажей обрамлены.
Пластика фасада нарастает от боковых частей, украшенных пилястрами, к центру, выделенному мощными колоннами. Колонны стоят группами на сильно выступающих из стены рустованных постаментах, равных высоте первого этажа. Центр здания подчеркнут широкой аркой въездных ворот.
Над воротами замковый камень декорирован скульптурным изображением льва, выступающим из огромной раковины. Спаренные колонны поддерживают лучковый фронтон с разрывом, где на тимпане помещен фамильный герб Строганова. Окна второго этажа расположены между спаренными колоннами, обрамлены кариатидами, с лучковыми сандриками и купидонами.
Фасад дворца, выходящий па набережную Мойки, похож на главный, но выглядит он строже. Центр, выделенный четырех колонным портиком из трехчетвертных колонн и пилястр, завершен треугольным фронтоном с гербом рода Строгановых на тимпане.
В начале 1790-х годов дворец был частично перестроен А. Н. Воронихиным.
1753-1754 годы были радостными в семье архитектора Растрелли: состоялось обручение его дочери с итальянским архитектором Франческо Бартолиати, завершен окончательный вариант перестройки Екатерининского, или большого, дворца в Царском Селе. В 1754 году был утвержден проект и было начато строительство Зимнего дворца.