Зимний дворец (1754-1762)

Зимний дворец (1754-1762)

Зимний дворец — уникальный архитектурный ансамбль. Здания ансамбля строились в разные годы, в разных стилях, но при виде его создается впечатление единого целого.

Рассмотрим историю этого уникального исторического сооружения на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

История возникновения Зимнего дворца начинается с времен царствования Петра I. Зимний дворец, построенный Растрелли, — шестой в Петербурге.

Первый Зимний дворец был построен для Петра I в 1711 году. Здание, расположенное на участке от берега Невы до Миллионной улицы, с западной стороны ограничивал канал, который соединял Неву с рекой Мойкой.

Канал был прорыт в 1718-1720 годах, его назвали Зимняя канавка, по названию Зимнего дворца. И поныне канал существует. Арки Зимнего дворца и Эрмитажа, горбатые мостики через канал создают один из красивейших уголков Петербурга.

Первый Зимний дворец был двухэтажным, с черепичной крышей и высоким крыльцом. Нам неизвестен зодчий этой первой постройки.

Второй Зимний дворец был построен в 1721 году на месте, где в конце XVIII века построили Эрмитажный театр (архитектор Д. Кваренги, 1744- 1817). Второй дворец строили по проекту архитектора Георга Иоганна Матарнови, немца по происхождению. Он приехал в Россию по приглашению Петра I, строил второй по счету Исаакиевский собор, но смерть помешала закончить строительство собора.

Второй Зимний дворец был намного больше первого и стал последним пристанищем Петра I. В начале 1725 года в стенах дворца он умер. Дворец простоял два года, и в 1727 году Доменико Трезини (1670- 1734) начинает его реконструкцию. Увеличив здание, он придан дворцу нарядный и торжественный вид.

Так возник третий Зимний дворец. В течение тридцати лет Доменико Трезини был главным архитектором — «обер-архитектором», как его называли, «правой рукой» Петра I в делах строительства. Швейцарец по происхождению, он прибыл в Москву из Дании, а затем переехал в Петербург.

В 1730 году на российский престол взошла Анна Иоанновна. Новой императрице не понравились апартаменты дворца, выглядевшие слишком бедно, и после коронации она переехала в дом адмирала Апраксина, который стоял на набережной Невы, у Дворцового моста. Дом отличался богатой отделкой и выглядел величественным.

1733 год. Настал час архитекторов Растрелли. Три года отец и сын Растрелли занимались реконструкцией: расширяли и перестраивали дом Апраксина. Так возник четвертый Зимний дворец.

Середина XVIII века. Новая императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, поручает Растрелли снести дворец Анны Иоанновны и начать строительство нового дворца (шестого но счету). Растрелли приступает к проектированию, и после утверждения проекта в 1755 году начинается строительство.

Но где же был пятый Зимний дворец? Пока возводили шестой, для временного проживания Елизаветы Петровны был построен дворец, который располагался на Невском проспекте, между Мойкой и Большой Морской улицей, где когда-то стоял Большой Гостиный двор, уничтоженный пожаром (ныне на этом месте кинотеатр «Баррикада»).

Это был пятый дворец, где императрица провела последние семь лет жизни и умерла за год до окончания строительства шестого Зимнего дворца.

Вот что пишет Растрелли в своих записках: «… ее величество императрица Елизавета Петровна приказала мне строить большой Зимний дворец из дерева, в один этаж на каменных фундаментах, и это здание было построено на большом проспекте. Число апартаментов превышало 2000 комнат, С большим залом, галереей, часовней, а также большим театром в два яруса лож. Все парадные апартаменты, приемные, зал, галерея и прочее были украшены позолоченным орнаментом и несколькими плафонами, помещенными в главных апартаментах».

В 1762 году строительство шестого Зимнего дворца было закончено. Первым русским царем, въехавшим в шестой Зимний дворец, был Петр III. Он был первым и единственным государем, который оценил и наградил Растрелли за его труд. Император пожаловал архитектору чин генерал-майора и орден св. Анны. Это была первая награда Растрелли после 26 лот работы на государственной службе.

После окончания строительства трудно было подойти к дворцу со стороны площади, чтобы рассмотреть его, — мешало огромное количество шалашей, хибарок и всяких строений, в которых жили строители Зимнего дворца, согнанные со всей России. После окончания строительства они вернулись в родные края, многих приняла петербургская земля, и остались пустыми временные жилища.

Петр III велел оповестить население города, «чтобы шли на площадь перед дворцом, очищали оную и брали б себе, что хотели». Через несколько часов от множества временных строений не осталось и следа, а к вечеру не было ни одного камушка и ни одной щепки. Так была очищена площадь от мусора и временных строений.

Если подойти к Зимнему дворцу, то открывается во всем своем великолепии главный фасад дворца.

Здание Зимнего дворца представляет собой прямоугольник с внутренним двором, занимающим большое пространство. Фасады Зимнего дворца обращены к Неве, в сторону Адмиралтейства, к Дворцовой площади, где предполагалось установить конную статую Петра I, выполненную скульптором Карло Растрелли.

Четвертый фасад выходит на Зимнюю канавку. После пристройки Малого Эрмитажа (архитекторы Ю. Фельтен и Ж.-Б. Валлен-Деламот) и последующих зданий Старого Эрмитажа (архитектор Ю. Фельтен) и Эрмитажного театра (архитектор Д. Кваренги) четвертого фасада не стало.

Протяженность здания 250 метров. Если окинуть дворец беглым взглядом, то можно подумать, что все фасады одинаковы, но, присмотревшись, мы увидим, что каждый фасад решен по-разному, у каждого свой ритм. Фасады праздничны, живописны. Это настоящее барокко, мастером которого был Растрелли.

Фасад, обращенный в сторону площади, разбит тремя большими ризалитами. Средний ризалит выступает больше боковых, он прорезан тремя арками. В центре северного корпуса находился центральный вход во дворец.

Фасад, обращенный к Адмиралтейству, имеет два боковых крыла, в центральной части устроены два небольших ризалита. К фасаду примыкает сад. Перед этим фасадом в 1898 году но проекту архитектора Р. Ф. Мельцера была сооружена ограда: на высоком цоколе из полированного красного гранита были установлены тяжелые чугунные звенья. После 1917 года ограду сняли.

Фасад, обращенный к Неве, имеет совершенно другой ритм. Боковые ризалиты очень широкие, центр фасада выделен трех арочным навесом для приема гостей, подъезжающих ко дворцу. Это главный вход во дворец.

Фасады разделены на два яруса, включая первый, и декорированы колоннами ионического и композитного ордеров. Колонны верхнего яруса объединяют второй и третий этажи. Завершает здание балюстрада, богато украшенная статуями и вазами, обработанная различными деталями — наличниками и сандриками с многочисленными скульптурами.

Работы но внутренней отделке помещений дворца начали помощники Растрелли — архитекторы С. И. Чевакинский и Ю. М. Фельтен, продолжили Д. Кваренги и И. Е. Старов.

В 1820 году архитектор К. И. Росси создает знаменитую Военную галерею 1812 года. Многочисленные портреты участников Отечественной войны, украшающие стены галереи, написаны английским художником Д. Доу.

15 начале 1830-х годов архитектор О. Монферран переделал парадные залы дворца — Фельдмаршальский, Петровский. Сильный пожар в декабре 1837 года уничтожил все.

В 1838 — 1839 годах по проектам и под руководством архитекторов В. П. Стасова и А. П. Брюллова (1798-1877) дворец был восстановлен. (Ныне в стенах Зимнего дворца и прилегающих зданиях находится крупнейший музей, известный во всем мире — Государственный Эрмитаж.)

Вернемся к рассказу о жизни архитектора Растрелли.

1756 год. Закончена перестройка Екатерининского дворца. Все работы в Царском Селе окончательно завершились только в 1760 году.

 

Зимний дворец (1754-1762)
Зимний дворец (1754-1762)