Альберти не рисовал картину идеального «Города Солнца», подобно Кампанелле, мореход которого причаливает к острову в Индийском океане и, выйдя на обширную равнину, видит перед собой город, расположенный на высоком холме, разделенный на семь концентрических кругов с открытой и просторной площадью на вершине горы и круглым храмом в самом центре.
Альберти даже в своих «идеальных взлетах» не забывал конкретной действительности и конкретной архитектуры. У Кампанел-лы схематизм архитектурного описания утопии объясняется силою его социального протеста.
Дата создания Города Солнца Камланеллы-1602 г. Но задолго до Кампанеллы, в середине II — середине I в. до н. э., как считают исследователи, появилась утопия Ямбула.
Сравнение этих утопий показательно не только с точки зрения наследования традиционной концентрической схемы построения идеального города, но и с точки зрения динамики самосознания автора утопии: если Ямбул предлагает идеальный проект жизни общества и тем ограничивает свою социальную роль, то Кампанелла уже рассматривает свое предназначение не иначе как в роли правителя государства, вершителя судеб.
Пристрастие Ямбула к числам, систематике и стандарту обнаруживает «карта» утопической страны Острова Солнца. Как солнечный диск, круглый остров расположен на экваторе, где день всегда равен ночи и потому, по мнению Ямбула, там климат самый умеренный. Вокруг главного острова «расставлены соразмерно друг относительно друга» семь островов. Концентрическая композиция строится наподобие «совершенных форм».
Совершенство форм важнейший конструктивный принцип Ямбуловой утопии. Однако оно, по-видимому, не делает жизнь ее жителей счастливее. Оно вообще предназначено не для них.
Воспринять объект в его совершенстве, оценить стройность описанной картины может лишь наблюдатель, находящийся вовне и по отношению к самому острову, и ко всему симметрично организованному пространству, охватывающему семь островов.
Дело в том, что Ямбул заинтересован в этой гармонии не как один из обитателей утопической страны, а как зодчий, творец, «господин и держатель вылепленной им красивой вещицы. А поскольку утопия писалась не по принуждению, неудивительно, что интересы ее творца перевесили интересы его скромных созданий».
В своем проекте Кампанелла приходит к еще большим противоречиям с намерением предложить людям образец счастливой жизни. В описании его идеального Города Солнца также доминируют центричность организации целого, симметрия подобия элементов, обращение к сакральным числам .
Как и в случае с островами Ямбула, красота совершенного Города Солнца может быть увидена лишь извне (и по преимуществу сверху). Но здесь играет роль еще одно важное обстоятельство. Идеальное государство Кампанеллы конструируется не только с позиции творца, но и с позиции правителя.
Конусообразной архитектурно-пространственной структуре города (ориентированные по сторонам света четыре дороги, пересекая пояса, на которые разделен город, сходятся на вершине холма, у храма Солнца) соответствует пирамидальная структура правящей иерархии высших должностных лиц, на вершине которой правитель, именуемый Солнцем, или Метафизиком.
Совершенство форм социальной организации доступно его взору. Примечательно, что Кампанелла рассчитывал на осуществление своей утопии. Место правителя он отводил себе. Солнце его эмблема, метафизика важнейшая сфера занятий.
Цель правителя все охватить своим взглядом и все держать в своих руках. Средства для этого очертить и четко распланировать пространство, организовать граждан по группам, одеть каждую группу или всех в одинаковую одежду, нейтрализовать действие человеческих страстей и обозначить предел проявлению индивидуальности. Однородный и систематизированный материал наиболее удобен для управления. Жизнь в Городе Солнца организована оптимальным образом для функций управления.
Можно говорить о позициях автора утопии, творца и ее героя, правителя утопии, как о весьма важных структурных, композиционных идеях большинства литературных социальных утопий от Платона до Фурье. При этом роль правителя, стремящегося овладеть пространством вокруг себя, совмещает, предполагает одновременное исполнение и роли творца -устроителя идеальной жизни.
Однако позиция творца утопии вовсе не обязательно предполагает, чтобы он занимал позицию правителя. Совмещение обеих ролей в одном лице у Кампанеллы приводит к предельной централизации архитектурного плана Города Солнца и жизни в нем.
Позиция творца проявляется, например, в том, что он, как правило, имеет дело со строго очерченным объектом (город, окруженный стеной) или концентрирующим внимание (храм, дворец); своеобразным очерченным объектом служит и группа людей с фиксированным числом членов. Позиция правителя обнаруживает себя в тенденции к систематизации и симметричным построениям в централизации жизни, в регламентации, в том, что правление осуществляется иерархией, недемократической по содержанию.
Эти психологические механизмы утопического творчества (позиция творца и позиция правителя) вступают в действие при наличии импульса, который зодчий жизнестроитель получает от эпохи, расположенной или не расположенной к появлению социальных утопий. Причем эти механизмы действуют главным образом бессознательно, иначе невозможно писать картину общего благоденствия.
Во всех идеальных планах городов Ренессанса господствовала одна схема город в форме звезды. От расположенных в форме многоугольника бастионов к зданию в центре города вели радиальные улицы.
Применение комбинации освященных древнейшей традицией форм -окружности с двумя вписанными в нее квадратами, повернутыми на 45″ относительно друг друга -позволило Антонио Аверлино Филарете создать новую, близкую к окружности многоугольную форму. Генетически эта форма восходит к средневековым космограммам, а также к античному плану восьмигранной Башни Ветров в Афинах (I в. до н. э.), в котором учтены как основные, так и угловые направления ветров.