Культовая архитектура Индии

Золотой храм в городе Амритсар

Храмы мыслились индусами как дом бога, постоянное местообитание Божественной Сущности и одновременно проход в новый священный мир. В реальности этот путь-проход представлял обычный уголок природы (с деревом или рекой, водоемом, источником), но наделенный Божественным Присутствием.

И храмы сооружались вокруг или около этих уголков. Деревья и вода включались в святилища архитектурно (чаши с водой на крышах или в помещениях) или иконографически.

Важную часть храмового ритуала составляли омовения проточной водой, которая вытекала из стены храма через дренажный канал, либо омовения в священном водоеме перед храмом. Священные места заключались сначала в деревянные, позднее в каменные ограды. Очень часто храмовые павильоны использовались как сценические площадки, где разыгрывались представления, связанные с Вишну и Шивой.

Шиваитский храм Вашванатха

Конструкция храма представляла собой воплощение совершенной гармонии и соотносилась с Меру – огромной мифической золотой горой, центра Земли (плоского диска) и Вселенной, находящейся где-то за Гималаями, вокруг которой вращаются Солнце, Луна и звезды, на которой живут божества и с которой на землю стекает река Ганг.

Одним из ритуалов, предшествовавших строительству храма, было «высаживание зародыша» в виде шкатулки с ритуальными предметами, которую зарывали под полом справа от входа.

Из строительных материалов главным был песчаник. Сухая кладка сочеталась с использованием известкового раствора, использовались медные детали, конструкции из железа. Потолки и крыши поддерживались консолями и арками, лишенными сводов, так как подлинно сводчатый стиль индийскими мастерами не применялся, хотя и был известен.

Ранние культовые сооружения – это восьмиугольные жертвенные столы и алтари. К столам привязывали жертвенных животных, на алтарях (агни) возжигался и поддерживался огонь. Высота алтарей соответствовала росту человека, а размеры определялись на основе размеров его частей: ладонь, локоть, горизонтально вытянутые руки. Так сложилась индийская система пропорционального измерения в архитектуре.

Первые индуистские храмы представляли собой одноэтажные сооружения шириной до 6 метров, имели квадратную, круглую или птицеподобную формы (своеобразное напоминание форм жертвенного алтаря). Далее появляются храмы-пещеры, храмы, подобные пещерам, храмы со скатной или слоновоподобной крышей. Храм богини Дурги в Айхоле представляет собой в плане три вписанные друг в друга подковы, плоская крыша с башней поддерживается двумя рядами квадратных колонн.

Храм богини Дурги в Айхоле

Храмовый комплекс в основном включал три части: окружающую стену, собственно храм и примыкающие вспомогательные сооружения. С увеличением количества функций храма увеличивалось и количество последних (представлявших в большинстве своем гипостильные постройки шатрового типа), в том числе кухни, а также мачты, на которой развевались знаки отличия бога.

Здания в Индии, особенно культовые, возводились на основе нескольких архитектурных стилей. Выделим два основных.

Храмы в городах возводились в стиле «нагара» («город»). Сооружение должно было быть квадратным, иметь четыре стены, состоять из восьми вертикальных частей, в частности, фундамента, стены, карниза, башни, напоминающих высокий минарет, приплюснутого кольца наверху, шпиля. Храмы, построенные в этом стиле, в Индии встречаются повсеместно.

Второй, стиль дравида, получивший свое развитие на юге страны, имел общее с нагарой только квадратным остовом храма. Но в остальном он принципиально отличался: настенные сооружения обычно в 6-8 этажей, над святилищем возвышается или ступенчатая пирамидообразная башня или купольное святилище, окруженное четырьмя павильонами и надвратными башнями, на самом верху — бочкообразный или куполообразный венец.

Как правило, храм располагался в просторном дворе, по соседству с меньшими по размеру храмами, водоемами, другими сооружениями.

Надвратная башня иногда своей высотой превосходила главную башню храма. На юге Индии, в Патакадале, сохранился двухъярусный храм Сангамесвар (7-8 вв.) как один из наиболее совершенных образцов дравидского стиля (бочкообразный купол, беседки-ниши на парапетах ярусов и т. д.).

Храм Сангамесвар

Иногда при возведении храмов смешивались два-три разных стиля.
Отметим два храма, наиболее известные и хорошо сохранившиеся. Например, изысканный шиваитский храм Вашванатха (10-11 вв.), в основе своей имеющий крест с главной осью запад-восток, входной портик украшают балконы с сидячими местами. Сооружение Паршванатха (10 в.) посвящено одному из пророков джайнизма.

Золотой храм в городе Амритсар

Фасад храма был с восточной стороны, сооружение покоилось на приподнятом фундаменте, на который можно было подняться с четырех сторон. Стены украшались фризом с нишами, а также выступами и углублениями, где размещались изображения богов.

Молитвенный зал был квадратной или прямоугольной формы, по его трем сторонам находились ложные двери, в них находилось главное воплощение бога. В Южной Индии, например, центр храма занимает верховное божество, первый круг рядом с ним боги «второго порядка», следующий «населен» людьми, а самый дальний – демонами.

Между главным входом, молитвенным помещением и статуей бога размещалась колесница бога, которому был посвящен храм. Имелись вестибюли и портики. Сводчатое сооружение над молельней храмов (шикхара) имело различные типы, в зависимости от географического положения строения.

Увенчивает храм – чаша, верхушка которой есть точка возникновения времени и пространства, символ Первопричины. В этой точке, находящейся над центром молитвенного зала и изображением божества, встречаются небо и земля.

Шатер, где молящиеся собирались вместе, чтобы осениться благодатью при лицезрении божества, мог представлять собой открытую колоннаду, построенную в виде квадратов. Ритуальным актом для непосвященного являлось прохождение через арку, которая возвышалась над порогом храма.

Храмовые сооружения становились центрами культуры, образования, коммерции, благотворительности, хранилищами ценностей. В храмовых комплексах постоянно обитали, помимо служителей, танцоры, чиновники, художники, ученики, паломники и пр.

От древности сохранилось немного культовых памятников. Первые каменные храмы и поклонение им появляются только в 3 в. до н. э. Это, прежде всего, сооружения, связанные с буддизмом.