Строительство собора в Лане заняло как раз всю вторую половину XII века. Он был начат в середине 50-х годов и в основном завершен, вместе с тремя фасадами, западным и крыльев трансепта, к 1200 году. Только башни фасадов достраивались в первые десятилетия XIII века, да между 1205 и 1215 годами был перестроен хор.
Собор в Лане отличается от большинства французских соборов, романских, современных ему и более поздних, тем, что он стоит не внутри города, в окружении домов, а отдельно, на холме, подобно замку или монастырю. Архитектор, спроектировавший собор в середине XII века, не был свободен в выборе места. Новое здание должно было заменить собой ранее существовавшее, разрушенное во время городского восстания 1111 года. В отдаленности собора от города сказалось, как принято считать, влияние монастырской архитектуры Нормандии, где ярким примером подобного расположения может служить построенное еще в XI веке на гранитной скале аббатство Мон-Сен-Мишель. Местоположению нового здания, воздвигнутого на том же месте, что разрушенное, соответствовала непреодоленная и во второй половине XII века отчужденность соборного клира, продолжавшего сохранять свою англонормандскую ориентацию, по отношению к городскому населению.
Расположенного высоко над городом, определили его внешний облик, рассчитанный на далевое восприятие, на то, чтобы можно было охватить его одним взглядом. Собор с самого начала был задуман как комплекс четких четырехгранных объемов с множественными высотными акцентами, придающими выразительность его силуэту.
Второе свойство Ланского собора — это возникшее у его архитектора, впервые с момента рождения готической идеи, принципиальное, программное стремление построить здание как целостный организм. Созданная архитектором концепция собора еще на стадии проекта предсоборного корпуса, но и фасадов, и башен. Удачей, обусловленной благоприятными обстоятельствами — политической заинтересованностью короля в строительстве собора, богатством капитула и города, явилось то, что вся эта концепция действительно была проведена в жизнь, причем за пол века, то есть в пределах одного эволюционного этапа.
Своими размерами и пропорциями собор в Лане не отличается от предшествующих и современных ему зданий. Общая длина его, до постройки нового хора, увеличившего протяженность храма на 20 м, была 90 м. Высота главного нефа — 24 м, примерно та же, что в Сансском и Нуайонском соборах. Такое же, как в Нуайонском соборе, и отношение ширины главного нефа к его высоте — 1:2. Ново в Ланском соборе ярко выраженное стремление его архитектора достигнуть полного структурного единства здания. Трехнефный, с эмпорами, продольный корпус собора пересекается сильно выступающим, тоже трехнефным, с эмпорами, трансептом. Структура стен в продольной и поперечной частях здания — одна и та же. Только своды в главном нефе собора шестичастные, в трансепте же — четырехчастные. Как продольный корпус, так и крылья трансепта завершены плоскими фасадами с оконной розой в центре каждого из них и с парой примерно одинаковых четырехугольных башен. К восточным башням пристроены две ориентированные на восток, тоже одинаковые, многогранные двухэтажные капеллы. В единственном числе существует в соборе лишь один его компонент — низкая, широкая, квадратная в плане башня — световой фонарь над средокрес- тием. Симметрия плана соборного здания и однородность его структуры стали совершенно безупречными после того, как в начале XIII века был построен большой, из пяти травей, трехнефный хор, длиной лишь немного уступающий продольному корпусу, благодаря чему трансепт оказался почти в середине здания. По структуре хор идентичен трансепту и продольному корпусу и, как они, завершается плоской стеной с большой оконной розой посредине. Первоначально хор был другим, более обычным для архитектуры XII века, коротким и широким, с полукруглой апсидой, с обходом, с эмпорами над ним, но без венца капелл, и с полукруглой внешней стеной. По своим пропорциям он походил на южное крыло трансепта Суассонского собора.
В нетипичных для французских церковных зданий прямоугольных очертаниях соборного плана, в широком, сильно выступающем трансепте, в больших квадратных башнях легко увидеть связь с английской архитектурой, а в многобашенности — влияние собора в Турнэ и некоторых нормандских храмов. Но структурная однородность собора в Лане была собственным достижением французского архитектора, результатом его самостоятельных и сознательных поисков новой концепции храма. Здесь, на новом витке развития, иными средствами и с большей полнотой он реализовал идею системности здания, родившуюся в соборе Санса. О том, что эта идея была для ланского архитектора главенствующей, убедительно свидетельствует и сама трактовка стен главных нефов продольного корпуса и трансепта собора.